Э.Б.Ершова
ИВАН СОЛОНЕВИЧ О МЕНТАЛИТЕТЕ РОССИЯН В ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕТРОСПЕКТИВЕ.
Об Иване Лукьяновиче Солоневиче (14.11.1891 - 24.04.1953) в России известно немного. Родом белорусский крестьянин, рано уехавший из родных мест, занимался спортивной борьбой, журналистикой, сотрудничал с журналом "Новое время" Суворина, известным монархистом. В конце 20-х вместе с сыном оказался на строительстве Беломорканала, откуда, усыпив бдительность охраны, они бежали в 1934 г. в Финляндию. Жил до войны в Болгарии, Германии, а затем в Аргентине. До войны написал книгу "Россия в концлагере", а после войны "Народная монархия", в которой все дышит гордостью за величие духа русского народа, победившего в такой тяжелой войне 1941-1945 гг. Около десяти лет назад "Наш современник" поместил на страницах своего журнала одну главу из последней книги Ивана Солоневича "Дух народа". Это была первая публикация работы простого русского крестьянина, где изложены его взгляды с присущим ему здравым подходом, смыслом и чеканностью формулировок.
Прежде всего, Иван Солоневич, белорус по происхождению, не отделяет себя от русского народа, не в пример нынешним некоторым белорусским интеллигентам. В своих взглядах он исходит из того, что русский народ по своему менталитету государственник, и его пути к созданию своего государства совершенно отличны от западных образцов. Он считал . что, несмотря на наше воспитание в духе философии французских и немецких сеятелей разумного, доброго, вечного, - у россиян было свое понятие об этих ценностях. Так, по Солоневичу, русская церковь никогда не вела религиохных войн, не знала инквизиции и до Петра I не знала крепостного права, хотя и был в свое время Юрьев день последним отголоском анархической свободы крестьян.
Иван Солоневич в своей книге показывает несколько существовавших всегда историко-политических версий формирования российского государства. В них он задает довольно заковыристые вопросы, на которые, на мой взгляд, историки так до сих пор и не ответили:
1)почему именно русским посчастливилось "усесться" на равнине, которая ничем ему не препятствовала растекаться по разным направлениям от его исходного пункта?; 2)почему на этой же территории не удалось растечься и создать свое государство другим народам-хазарам, половцам, готам, болгарам, татарам, финно-угорским племенам?; 3) почему у нас возобладала пресловутая теория призвания варягов, разросшаяся в целое учение, в то время как государственно одаренная германская раса на своей собственной территории в создании собственного единства отстала от России лет на четыреста?; И почему та же германская "нордическая" раса в её химически чистом виде - в Швеции и Норвегии так и не смогла слиться в одно государственное образование? 4)Старая официальная теория утверждала, что русскую историю делало правительство - русские цари и императоры.Но как же тогда расценить тот факт, что при хороших или полхих царях и правителях страна росла и ширилась, крепла и строила храмы, города, осваивала земли и леса, степи и болота?
Именно на последний вопрос И.Солоневич отвечает своей теорией формирования менталитета россиянина как государственника. В своей книге он старался показать, что Россия творила царей - а не цари Россию. Решает все страна, а правительство ей либо помогает, либо пытается тормозить; народ выступает не как физическая сила, а как "сумма индивидуальностей, объединенных не только общностью истории и географии, но и общностью известных психологических черт".
Интересен вывод Ивана Лукьяновича о таком аспекте в истории России, как приращение ее территории Сибирью и Дальним Востоком, Средней Азией и Кавказом с точки зрения менталитета русских купцов, бояр и дворян. На примере Строгановых, Ермака Солоневич показывает их приверженность государственным интересам, а не своим собственным, ибо они могли, как западные вельможи того времени, устанавливать свои собственные царства и образовывать свои государства, но они осваивали огромные пространства в пользу России. Любопытную точку зрения высказал Солоневич и по поводу взятия Казани Иваном Грозным, сопровождавшееся страшной резней. Но "психологические и исторические основания для этой резни были вполне достаточны"- писал Иван Лукьянович, так как Казань была одним из звеньев монгольской работорговли за счет русского народа. Но после победы над Казанью ее население вошло в состав Русского государства с сохранением своих прав, татрский дворянин оставался дворянином, да еще и награждался за хорошую службу русскими крепостными, а Бориса Годунова никто не попрекал его татарским происхождением.
Присоединение Кавказа к России как добровольным путем, так и военными действиями спасло многие его народы от истребления турками и другими более агрессивными народами, к тому же, как подчеркивал И.Солоневич, все кавказские князья шли с удовольствием на службу к русскому императору, получая славу и награды, а народы приобщались к мировой
культуре. И формирование менталитета государственника зависело не столько от географии и климата, сколько от биологического инстинкта народа, в той его воле к жизни, которые позволили ему несмотря на все ошибки, падения и катастрофы, идущие сквозь всю нашу историю, находить выход из, казалось бы, вовсе безвыходных положений, становиться на ноги после тягчайших поражений и находить правильные пути достижения своих государственных, а значит и личных целей.
Иван Солоневич в своих рассуждениях исходит от физиологических инстинктов человека в создании семьи, или её отсутствии независимо от жизненных условий, даже советского времени. Он считал, что, если у народа не действуюет государственный инстинкт, то ни при каких географических, климатических и прочих условиях этот народ государства не создаст. Но если народ обладает государственным инстинктом, то государство будет " создано вопреки географии, вопреки климату и даже вопреки ичтории". Так было создано русское государство. "Именно поэтому, - говорит Иван Солоневич,- "случилась" Российская империя, ибо в инстинкте, в духе русского народа есть свойства, которые, во-первых,отличают его от других народов мира - англичан и немцев, испанцев и поляков, евреев и цыган, и которые, во-вторых, "на протяжении тысячи лет проявили себя с достаточной определенностью".
Приводя многочисленные примеры из российской истории, споря с некоторыми известными русскими писателями, такими как А. Грибоедов, Л.Н. Толстой, Ф.И. Достоевский, философами И. Бердяевым и другими, Иван Солоневич твердо был убежден, что: "Настоящая реальность таинственной русской души - её доминанта - заключается в государственном инстинкте русского народа, или, что почти одно и тоже, в его инстинкте общежития" , под которым он имел в виду умение и желание жить в едином государстве всех, кто находился на евро-азиатской территории бывшей Российской империи.
Иван Солоневич был уверен, что, претерпев в течение более чем тысячи лет самые разные трагедии, изменения, Россия всегда останется единым государством с ее многонациональным и многоуровневым по своей культуре и религиям народом. Он верил, что и будущие бури не смогут разрушить государство, ибо доминантой характера россиян всегда будет государственность, с осознанием которой он и сохранит себя.