Э.Б.Ершова
ДУХОВНЫЕ ИСКАНИЯ РОССИЙСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ ХХ веке: ОТ РАДИКАЛИЗМА К ЭВОЛЮЦИИ.
К началу ХХ века в России сформировался устойчивый слой интеллигенции самой различной профессиональной направленности: военной, художественной, технической, медицинской, научной, судебно-правовой, чиновничьей, учительской и т.д. Несмотря на то, что по подсчетам некоторых ученых она составляла всего лишь 2,7% от общего числа населения, интеллигенция оказывала огромное влияние на общество своими взглядами, своими попытками найти пути преобразования России. Поэтому помимо своей профессиональной деятельности российская интеллигенция постоянно искала смысл своей жизни, пути изменения положения народа, освобождения его от суеверий, давления власти, обретения им общей, правовой и политической культуры, свободы слова, совести, собраний, т.е. обретения условий, соответствовавших человеческой цивилизации в современном понятии ХХ века.
В её духовных исканиях можно увидеть три направления:
- поиски средств и методов выражения своей индивидуальности - в художественном творчестве поиск отражения собственных взглядов на мир; в других видах иногда стремление говорить не только от себя, но и от имени определенной группы населения, хотя зачастую не имея на это полномочий и даже не осознавая - от чьего имени они выступают - главное это пробудить самосознание народных масс и заставить поверить их в искренность и желание добра представителей этого направления;
- второе направление духовных исканий больше относится к центристским тенденциям, сформировавшимся в результате поисков концепции медленного продвижения российского общества по пути прогресса. Это в большей степени было характерно для либералов, стоявших между традиционалистами и радикалами; они постоянно сомневались в правильности проповедуемых ими идей;
- третье направление выражено в восприятии утопий, прогнозировавших лучшее будущее для человечества вообще, и для России, в частности, достигаемого путем революционных потрясений. Сторонники этого направления отличались меньшими сомнениями в истинности избранного ими пути. И даже тогда, когда он приводил общество в тупик, радикалы не могли полностью отказаться от своей веры в "прогресс", достигаемый бурными потрясениями всего общества. Они и по сей день продолжают экспериментировать независимо от уровня человеческих жертв и трагедий.
В течение всего ХХ века российская интеллигенция мечется между этими направлениями, бесконца то виня себя во всех бедах страны, то вновь поднимая на щит те или иные идеи общественного возрождения. Свидетельством тому статьи видных философов и ученых начала ХХ в. в сборниках "Вехи", "Из глубины", " Смена вех", работы И.Ильина, В.Флоренского и многих других. А в более поздние времена - выступления А.Д.Сахарова, А.И.Солженицына и т.д.
Результатом нравственных и духовных поисков интеллигенции стала её разобщенность, позволявшая всевозможным силам, власть имущим, сталкивать различные группы интеллигенции лбами, бороться друг против друга, обличать в предательстве интересов народа, а в некоторые десятилетия при использовании властью этих споров в качестве повода - исчезать в небытие. Своими жизнями платила интеллигенция за нежелание понимать стремления тех, кто приходил к власти на волне разрушительной деятельности интеллигенции, будировавшей постоянно в массах недовольство существующими порядками.
Искания творческой интеллигенци отражались в её произведениях - художественных полотнах, кинофильмах, театральных постановках, скульптуре, литературных произведениях, архитектуре и т.д. Мыслители оставили нам в наследство большое количество своих работ, полных рассуждений о месте и роли России в мировом сообществе и сосбственной судьбе.На долгие десятилетия хватило и еще хватит размышлений на проблемы их точек зрения, взглядов, условий их формирований, причин изменения и многого другого. Стремление понять искания интеллигенции начала века могут привести нас к пониманию её позиций в предверии ХХ I столетия или иначе - третьего тысячелетия.
Современная интеллигенция конца ХХ века более прагматична. Среди людей, имеющих высшее образование, редко можно услышать рассуждения о том, насколько верны пути развития России на пороге третьего тысячелетия, все больше идут поиски "Кто виноват?" и "Что делать?", вплоть до сатириков и юмористов. Старую интеллигенцию обвиняют в её нерешительности, а новую - в незнании ситуации и неумении пользоваться плодами своей пропагандистской, разрушительной деятельности.
Однако большая часть нынешней интеллигенции четко понимает, что радикализм приносит больше вреда, чем эволюционный путь, хотя и медленный, но более верный. При этом преобладает мнение среди интеллигенции, её определенной части, что этот путь возможен лишь с помощью мирового сообщества. Такие настроения рождают у одних иждивенческие настроения, у других - желание полностью разоружиться и ждать милостей, что из развала, в который она сама себя загнала по причине неумения руководства страны прогнозировать последствия собственной деятельности, её вытащит "дядя Сэм"; у третьих - опасения превратиться в третьеразрядную страну в качестве рынка сырья, дешевой рабочей силы и рынка сбыта низкопробной продукции иностранный фирм и производителей.
Другая часть интеллигенции считает, что Россия может справиться со своими бедами сама, и должна это сделать, ибо ведущим государствам мира сильная Россия не нужна. Последние события в Югославии все больше подтверждают правоту таких точек зрения.
Горячие дебаты по вопросам продвижения России вперед происходят во всех средствах массовой информации. И та же, что и в начале века, непримиримость у одних, попытки увещевания другими, а власть - у третьих, далеко не интеллигентных людей, но зато пробивных, помнящих о своих личных интересах, и попирающих не только нравственные, чисто человеческие правила жизни, но и государственные законы.
Многие представители современной интеллигенции забыли о корнях своего происхождения и их поиск духовных ценностей часто носит более прагматичный характер, ибо они осознают, что их успех во все большей степени зависит от понимания сложных условий и своевременной перестройки своих взглядов. Другим проявлением отрыва от корней интеллигенции стало неприятие современной действительности и уход как бы в свой внутренний мир, в решение простых бытовых проблем и более высоких духовных потенций, которые (по мнению таких личностей), востребованы будут в третьем тысячелетии, когда в мире настанет гармония.
Разочарование своей разрушительной деятельности 60-х-80-х гг. ХХ века, однако, не приводит такую интеллигенцию в тупик, несмотря на все увеличивающийся скептицизм общества, и в тоже время не усиливает их радикальности. Чаще всего они вновь и вновь стремятся вернуться к вере в "прогресс", который должен привести Россию в число цивилизованных стран.
К числу наиболее трезвой части интеллигенции, способной на духовные искания, можно отнести представителей чиновничества, управленческие функции которого ежедневно сталкиваются с механизмами действия постоянно усложняющегося общества в переходный период.
Политическая, военная, промышленная, финансовая, научная элита находится в положении, позволяющим видеть ситуацию в стране во всей её сложности, многообразии и многочисленности связей разных сторон. И в этом случае духовные искания имеют тенденцию влияния непосредственно на события, то есть - его положение побуждает к активному воздействию на действительность. Это требует от них принятия немедленно решения, не всегда точно соответствующего ожиданиям народа, хотя радикализм его действий не отражает сущности собственных идейных и нравственных устоев.
Все кратко вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что в конце ХХ века степень духовных исканий интеллигенции имеет высокую амплитуду - от крайне радикальных, носителей которых скорее можно отнести к маргинальным слоям интеллигенции, до тех, кто все больше склоняется к идее - дать России возможность идти своим путем без давления на неё сил извне. Это не означает, что в России нет слоя интеллигенции, которая хотела бы совместить западные образцы развития общества с особенностями нашей евроазиатской части восточного полушария Земли, но вся проблема в том, как это сделать, как внедрить в сознание народа политическую и правовую культуру, как научить его широкой демократии и умению выбирать власть, соответствующую ожиданиям? Возможен ли такой идеальный вариант для России, если его нет и на Западе?
В борьбе этих сил прослеживаются уровень культуры и пути, которыми интеллигенция стремится достичь ключевых позиций в обществе. От того, какая интеллигенция займет ведущее положение в управленческих структурах государства, будут установлены духовные образцы и для общества в целом, которые со временем трансформируются в устойчивую традицию. Традиция же приобщения к культуре политической, правововй не позволит преобладать радикализму, хотя в тоже время не приведет и к неизменности норм и идей. Понимание логического прогрессивного развития общества должно привести интеллигенцию к пониманию необходимости единых действий, направленных на поиск механизмов, далеких от кровавых потерь и трагических развязок.