Ершова Э.Б.
ИЗ ИСТОРИИ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
В ПОРЕФОРМЕННЫЙ ПЕРИОД.
Благотворительность православной церкви уходит своими корнями в глубь веков, ко времени принятия христианства в Древней Руси. Своей благотворительностью из первых русских князей славились Владимир Ясное Солнышко и Владимир Мономах, который в своем завещании назвал помощь бедным людям главной обязанностью христианства и богатых христиан.
В средние века государство не могло взять на себя опеку над бедными, больными и юродивыми и потому в этот период благотворительными делами занималась церковь. Монастыри являлись прибежищем и естественной опорой для несчастных людей. Государство в этом случае могло лишь выделить монастырям землю для оборудования слобод для паломников и нищих. Именно тогда нищенство на Руси приобрело вид законного заработка хлеба насущного и не было постыдным, в то время как на Западе формировались взгляды уважения к любому труду, но не попрошайничеству.
И до ХIХ века благотворительность православной церкви и прихожан имела форму кормления нищих при церквях, монастырях и подаяния деньгами тем, кто приходил молиться. И только в ХIХ в. благотворительность стала приобретать другое, более высокое и циыилизационное содержание.
Для самой церкви тогда благотворительность имела гораздо большее значение, чем это может показаться на первый взгляд. По созданной еще в средние века теории она фактически оправдывала существование монастырей, передачу в их пользование земли, денежных средств и т.д. Это позволяло церкви строить и открывать богадельни, дома призрения старых, больниц, школ для детей, мастерских для неимущих. Особенно подобная деятельность получила свое распространение в прошлом столетии.
Так, в 1819 г. при церкви Св.Живоначальной троицы в Санкт-Петербурге была открыта богадельня, первыми жителями её стали семь престарелых женщин. Содержались они за счет светских благотворителей. Эту богадельню взяла под свое покровительство Великая княгиня Елена Павловна. Она же дала разрешение на постройку нового богадельного дома в Ораниенбауме, в котором к 1 декабря 1963 г. содержалось уже 48 женщин.
Иоанн Кронштадский в 1872 г. добился учреждения в Кронштдте братства Св.Андрея, которое на пожертвования построило Дом Трудолюбия. К 1902 г. братством было трудоустроено 1500 человек.
Другой формой церковной благотворительности стала деятельность попечительских советов, создававшихся при церковных приходах. В Москве она начала развиваться с 1863 г. и за 20 лет было открыто 29 приходских попечительств, тесно сотрудничавших с властью. Так, Московская Городская Дума постоянно организовывала продажу хлеба чере попечительства бедным по низкой цене, раздавали денежные пособия, одежду и т.д.
По указу Московской консистории в 1868 г. был открыт Попечительский Совет о приходских бедных при Николо-Ваганьковской церкви, который содержал на свои средства приют для 14 прес т арелых женщин и 4 вдов с детьми, а также приходское двухклассное женское училище, где обучалось 35 девочек - дочерей самых бедных прихожан церкви. Совет следил за порядком в жилых помещениях, отоплением и снабжением их хлебом.
23 января 1877 г. в Зарядье при Николо-Москворецком приходе было учреждено попечительский Совет для пяти приходов: Николо-Москворецкого, Николо-Мокринского, Варваринского, Максимовского и Покровского на Варварке. Попечительский Совет был создан на средства неизвестного благотворителя, приславшего анонимно священнику Николо-Москворецкой церкви А.И.Тихомирову четыре банковских билета, что по тому времени составляло большую сумму денег. В течение восьми лет существования этого Попечительского Совета постоянно оказывалась помощь 14 беднякам, среди которых были вдовы с детьми и слепая девушка.
В приходской школе Голутвинской церкви обучались 40 мальчиков - детей рабочих Голутвинской мануфактуры. Совет при церкви также вносил деньги за обучение сына бедного мещанина в Донском духовной училище, за мальчика, обучавшегося в железнодорожном училище и за содержание в приюте дочери вдовы, проживавшей на территории этого прихода. Кроме этого, средствами попечителей церковь оплачивала лекарства, погребения бедных, свадьбы, т.е. старалась помочь всем, кто в этом остро нуждался.
С 1879 г. общеизвестным в России стал Александро-Мариинский Дом Призрения, созданный при Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. В его структуре были богадельня, больница, амбулатория для приема больных, женский странноприемный дом, Филаретовское училище для девочек и училище для мальчиков. С первого дня открытия в богадельню было принято 5 женщин, в больницу помещено 304 чел., амбулаторию за два года посетило
2.822 заболевших посетителя Лавры, а в странноприемном доме переночевало 85.000 паломниц.К 1 января 1879 г. в Филаретовском училище числилось 67 девочек, а в училище для мальчиков - 111 чел.
За четверть века существования этого дома в богадельне постоянно проживало 62-65 женщин, Смертность там за это время составила 125 чел. В больнице пролечились 3.852 женщины, из них умерло 297. В амбулатории было принято за 25 лет 65.456 чел.,а в странноприемном доме- 1.053.806 паломников. За этот же период в Филаретовском училище обучалось 2.754 девочки, хотя полный курс закончили только 167. В училище для мальчиков занималось в эти годы 2.678, а закончили - 202. Связано это было, прежде всего с условиями жизни приходских детей, родители которых не имели достаточно средств для их обучения. Тем более это было трудно для приютских детей, также обучавшихся в этих училищах, ибо им приходилось думать о куске хлеба. К сожалению, в архивах нет данных, что же стало с теми детьми, которые ушли в жизнь, не окончив полного курса церковно-приходских трудовых училищ. Одно ясно, что начальное образование они получили, а по тому времени и это было великим достижением.
Безусловно, для страны с населением в 150 млн. чел. один такой Дом призрения не решал всех проблем, но в то же время помогал как и кому мог по своим возможностям.
В 1880 г. в Москве действовало 10 тысяч церковно-приходских попечительств. В мае того же года состоялся съезд уполномоченных приходских благотворительных обществ, на котором был поднят вопрос об искоренении нищенства в России, как явления, подрывающего основу общественной жизни и создающего слой люмпенов, нахлебников общества, не приносящих никакой пользы государству. Тогда же было обращено внимание на состояние приютов для детей и бедняков. По мнению некоторых участников съезда, приюты приносили больше вреда, чем пользы, так как "они изнеживали своих питомцев", не учили какой-либо специальности, и тем самым способствовали тунеядству. Для разработки ряда вопросов, куда входили и указанные выше, съезд избрал комиссию с несколькими подкомиссиями.
Система приходских попечительств прижилась в России в ХIХ веке наиболее прочно и широко. Основанием такой прочноости, скорее всего, служили исконно русская психология, менталитет нации, складывавшиеся столетиями, ибо Россия на протяжении веков была крестьянской страной с общинноыми настроениями, и важнейшей чертой её способа ведения хозяйства была взаимопомощь внутри общины или "мира". Форма приходского союза была особенно удачна тем, что в ней легко находила отклик любая потребность в частных нуждах, и она довольно органично подстраивалась под местные условия и особенности.
Т.о. в ХIХ в. церковная благотворительность была довольно разнообразной: от о рганизации бесплатных обедов, выдачи хлеба, денежных пособий, одежды до строительства богаделен, открытия Домов призрения, больниц, сборов пожертвований в пользу бедных, нищих и больных.