Э.Б.Ершова
ТРУДОВА Я БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ ВЫСШИХ СЛОЕВ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА НА РУБЕЖЕ ХIХ - ХХ веков.
Долгие столетия благотворительностью в России в основном занималась церковь, так как государство до ХIХ в. фактически не имело средств и возможностей самому оказывать помощь беднейшим слоям населения. И только в начале ХIХ в. оказанием благотворительности начали заниматься впервые члены императорской семьи, в частности, жена Павла I империатрица Мария Федоровна, а затем Елизавета Алексеевна-жена Александра I, и позднее Великая княгиня Елена Павловна, империатрица Александра Федоровна - жена Николая П основали особую канцелярию по попечительским делам. Их благотворительность заключалась не в раздаче подаяния, хлеба, одежды и других материальных благ, а в создании трудовых домов для людей разных сословий, оказавшихся на грани нищеты, или школ, домов призрения, больниц для сирот, одиноких стариков, падших женщин и т.д. Эта деятельность и подразумевается под понятием "трудовая благотворительность". Примеру императорской семьи последовали и многие представители российской дворянской элиты и купечества.
Так, во время Отечественной войны 1812 г. в Санкт-Петербурге действовало "Патриотическое общество под покровительством Государыни Империатрицы Елисаветы Алексеевны", которое оказывало помощь семьям, пострадавшим от нашествия Наполеона, потерявшим кормильца. Общество открыло Дом призрения для вдов участников войны, которые занимались вязанием шерстяных чулок для солдат, шитьем для них белья и другой работой. Тем самым женщины, как бы, зарабатывали на свое существование.
После проведения Александром П реформ трудовой благотворительностью занялись городские и земские собрания и управы.
В 1860-х г. в Москве возникло небольшое благотворительное общество, поставившее перед собой цель спасение и возвращение к честной трудовой жизни проституток. Это был отголосок филантропической деятельности, возникшей в это время на Западе, где в печати был поднят вопрос о несчастных девушках, продаваемых в публичные дома своими родителями. Московское общество занялось перевоспитанием нескольких своих питомиц, а в 1866 г. для обучения грамоте и какой-либо профессии жертв разврата был открыт приют Св.Марии Магдалины. Этот приют сразу же установил связь с Мясницкой городской больницей, куда поступало большинство заболевших проституток. Медперсонал больницы не только лечил их, но и убеждал порвать со своей позорной профессией и предлагал им поселиться в приюте Св.Марии Магдалины. Первые же результаты не преминули сказаться: желающих возвратиться к честному труду оказалось больше, чем мест в приюте. В первые 20 лет своего существования этот приют помог более, чем 200 девушкам, 40 из которых были фактически на иждивении благотворителей. Члены общества Св.Марии Магдалины создали свой фонд, часть средств которого шли на нужды приюта, а вторая половина выделялась тем девушкам, которые, выходя из больницы, находились в крайне бедственном положении.
В "Сборнике сведений по состоящему под Августейшим покровительством Её Величества Государыни Империатрицы Александры Федоровны Попечительству о домах трудолюбия и работных домах" (Вып.1,СПб,1904 г.,с.206-214) даны материалы по трем группам учреждений трудовой помощи: 1) общества и кружки, содержащие учреждения для трудового призрения, т.е. дома трудолюбия различных типов, трудовые пункты, лечебно-продовольственные пункты, детские ясли, ночлежные дома, столовые и другие организации помощи неимущим;
2) общества и кружки, создаваемые с исправительными и воспитательными целями: лечебницы для алкоголиков, детские приюты типа Ольгинских приютов трудолюбия, где детей учат профессии и грамоте. Сюда же относятся учреждения, куда добровольно идут падшие люди и они принимают на себя обязанность строго выполнять режим данного Дома, способствуя тем самым исправлению своих недостатков;
3) общества и кружки, содержавшие учреждения предупредительной трудовой помощи: учебно-показательные мастерские, кассы трудовой помощи, склады изделий, материалов и орудий производства, посреднические организации по предоставлению работы и занятий разного вида (своего рода - биржи труда).
В структ у ру домов трудолюбия входили: общежитие (интернат) или ночлежный дом, столовая, мастерские или помещения для работы, контора, занимавшаяся поиском рабочих мест для проживавших в этих домах людей. Это считался простой дом трудолюбия. В состав сложного дома входили еще ясли для детей, чайная, богадельня, школа, курсы и так называемые "Трудовые убежища для подростков". Так, Ольгинские детские приюты трудолюбия предназначались для беспризорных и бездомных детей, которых там не только кормили, но и обучали грамоте, ремеслу, черчению и рисованию, что выделялось уставом приюта особо. Труд детей в мастерских не оплачивался, т.к. считалось, что на их содержание уходило больше средств, чем дети могли заработать. В Ольгинских приютах дети клеили бумажные мешки, расщепляли канаты, мотали нитки и т.д. Но постепенно эти приюты перешли к другому типу учреждений - учебным мастерским, где детей обучали более современным ремеслам - токарному, слесарному и деревообрабатывающему делу,
В начале ХХ в. российская общественность была озадачена тем, что существовавшие Дома призрения, трудолюбия и т.д. не могли справиться с растущим злом - нищетой населения и падением нравов, особенно среди детей, лица которых то и дело мелькали в водовороте пьяного загула и в грязи ночлежек. С целью решения этой проблемы по инициативе фрейлины Империатрицы Т.С.Богородицкой в октябре 1902 г. было учреждено новое "Попечительское общество об убежищах для беспризорных девочек". Его деятельность осуществлялась лишь на пожертвования учредителей и добровольных благотворителей.Сначала туда принимали девочек от 7 до 12 лет, а потом все пришли к выводу, что спасение надо начинать с 2-3-х летних детей и содержать до совершеннолетия либо до выхода их замуж. Учитывая плохие жизненные условия до принятия их в убежище, детей сначала излечивали от разных болезней, а затем проводили воспитательную работу и обучение. Летом детей этого общества вывозили на дачу для их оздоровления. Занятия проводились ежедневно и были разнообразными. В обязательную программу входили предметы: Закон Божий, русский язык, арифметика, гимнастика. пение и различные игры. В воскресные и праздничные дни все дети посещали близлежащую церковь.
В 1903 г."Дамским благотворительным кружком по устройству и существованию народной дешевой столовой", состоявшей в ведении поневежского комитета "Попечительства о народной трезвости" Ковенской губернии была открыта столовая для бедных всех вероисповеданий, в частности - православных и иудеев, в соответствии с их обычаями. Инициатива её создания принадлежала фрейлине Её императорского Величества Александры Федоровны С.Ф.Фридрихсон, которую поддержало и местное общество.Для сбора первоначальных средств они провели благотворительные ярмарку и бал. Местная интеллигенция предложила свои услуги: адвокаты обязались давать советы по ведению судных дел, а врачи - оказывать медицинскую помощь.
В первые годы ХХ в. в С-Петербурге была открыта "П е рвая детская столовая Литейно-Рождественского отдела общества попечения о бедных и больных детях, состоящего под покровительством Её императорского высочества Великой княгини Елисаветы Маврикиевны", при которой было трудовое убежище для детей. Девочки занимались рукоделием, а мальчики - п е реплетением книг, черчением, столярным мастерством, выжиганием и вырезанием по дереву. В швейной мастерской девочек обучали шитью белья и платья. Лето они проводили на даче, где приобщались и к сельскому труду.
Таковы были попытки высшего общества искоренить язвы низов, не понимая причин их существования и не видя путей радикального их изменения, хотя и эта малость позволяет нам сегодня говорить о существовании опыта борьбы на рубеже ХIХ-ХХ вв. с нищетой, проституцией, в том числе и детской, а также с проблемами беспризорных и бездомных людей и детей, причем со стороны великосветского общества, его элиты.
Думается, что за годы Советской власти мы преуспели в б орьбе против многих этих язв, а кое-что тогда ушло в подполье и стало нелегальным, как, например, проституция, но с п ереходом к рыночной экономике старые язвы рубежа столетий возвратились, а вот о трудовой благотворительности общества, государства, а тем более богатых членов нашего российского общества, говорить пока не приходится. Все надежда о бедневших слоев населения возлагаются вновь на государство, которое пока не решило своих исконных задач и не готово к решению проблем обездоленных людей.