Ершова Э.Б.
СТАНОВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ЖЕНЩИН ВОСТОКА В ПЕРВЫЕ
ДВА ДЕСЯТИЛЕТИЯ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ (1917-1937).
Распад СССР в 1991 г. не только не снизил интереса к его истории, но еще больше привлек внимания к тем процессам, которые проходили в самые разные периоды его существования в различных сферах жизни, и в том числе - к становлению женского образования женщин среднеазиатского и кавказского региона. Эта тема тем более актуальна в конце ХХ века, ибо возврат этих государств к выполнению законов мусульманской религии, шариата вновь отбрасывает женщин Востока на уровень средневековья, вновь закабаляет их в рамках домашнего бытия. Вполне вероятно, что обращение к данной тематике поможет понять мировому сообществу, чем ему угрожает женская неграмотность в этих регионах. Необходимо также отметить, что данный вопрос специального исследования не имеет, существуют лишь фрагментарные сюжеты в ряде кандидатских и докторских диссертаций и некоторых публикациях советского периода.
Ко времени революционных событий 1917 г. в России женщины ее восточных регионов были самыми бесправными во всех отношениях, ибо проповедовавшееся там мусульманство, вековые традиции и обычаи не позволяли женщинам появляться в общественных местах с открытым лицом, и тем более не принято было говорить о каком-либо женском образовании.
С установлением Советской власти в национальных регионах Кавказа, Средней Азии перед новой властью встал вопрос о раскрепощении там женщин, создание условий для получения ими вначале общего, а затем и специального, высшего образования, приобретения ими профессий с целью их дальнейшего активного участия в строительстве социализма.
Сложность организации и проведения такой работы состояла в том, что среди местного населения не было женщин-работниц по типу центральных районов России, где на промышленных предприятиях была развита традиция использования женского труда еще с дореволюционного времени.Там основной формой пропаганды идеологии марксизма, развития активности женщин и осохнания ими необходимости образования были делегатские собрания. Но на Востоке этот опыт был не применим. Наиболее эффективной формой работы с женщинами восточных регионов стали женские клубы, оказавшиеся промежуточным пунктом между замкнутой домашней жизнью восточной женщины и ее активным участием в общественно-политической жизни, а затем и в общественном производстве.
Одной из первых задач таких клубов было ликвидировать нешграмотность и дать профессиональные навыки работы в различных сферах общественного труда, а затем развернуть и систему учреждений для средне-специального и высшего женского образования.
Первый женский клуб появился в 1920 г. в Баку. В 1925 г. в этих регионах таких клубов было уже 57, в 1930 г. - 103. Членами клубов были в основном женщины местных национальностей. Так, в клубах Азербайджана в 1929 г. 96 процентов всех членов были тюрчанки. При приеме в члены женских клубов учитывалось социальное положение.Клубы создавались не для женщин вообще, а для трудящихся женщин и женщин из семей бедняков и рабочих (в Азербайджане, например, для жен и дочерей рабочих нефтяных промыслов и т.д.). Туда не могли попасть женщины из семей богатых, баев и тех, кто пользовался наемным трудом. Во многих клубах прием женнщин проводился только по рекомендациям (та же социальная несправедливость, что и до революции, но только в другой форме). В Ташкенте, например, в члены клуба принимались женщины только по удостоверениям управляющей городским кварталом комиссии о социальном положении или по рекомендации двух активных членов клуба в возрасте не выше 45 лет. К работе в женских клубах привлекались органы политпросвета для проведения ликвидации неграмотности и организации курсов по подготовке кооперативных и клубных работников, учительниц начальных школ. акушерок и работниц дошкольных учреждений. Если на начальном этапе политпросветы только частично участвовали в развертывании учебной подготовки женщин Востока, то в 1930 г. клубы полностью перешли в ведение системы Наркомпроса национальных республик и в целом НКП СССР, что свидетельствовало о большей значимости клубов, как центров женского образования.
Производственные секции таких клуюов включали в себя профессионально-технические школы и кружки, мастерские и артели. Среди них были швейные, трикотажные, ковровые, сапожные, переплетные мастерские, курсы кройки и шитья, вязания, телеграфисток, машинисток, стенографисток. В мастерских женщины получали определенный заработок, но главной их
задачей было дать женщинам профессиональные навыки, освоить профессию, которая в дальнейшем могла бы помочь им включиться в общественную жизнь и производство.
В стране было два крупных показательных женских клуба: в Закавказье - клуб им.Али Байрамова в Баку и в Средней Азии - клуб им.
Н.К.Крупской в Ташкенте. Организация в них работы с женщинами были образцом для других клубов страны, по их примеру и в соответствии со своими возможностями работали женские клубы в других восточных регионах.
Самым крупным был женский клуб в Баку, созданный первой заведующей женотделом ЦК АзКП(б) Джейран Байрамовой в 1920 г. В первый год работы клуба в нем было 100 женщин, в 1925 г. - 800, 1930 г. - 2268, а в 1935 г. - 4486. В 1933 г. клуб был реорганизован во Дворец культуры трудящихся тюрчанок, просуществовавший до 1937 г. Он стал за эти годы методическим центром всех женских клубов и женских красных уголков Азербайджана. В его стенах шла подготовка высококвалифицированных кадров из женщин местных национальностей различных районов республики. Женские клубы Азербайджана подготовили большое количество специалистов для народного хозяйства, дошкольных и школьных заведений, больниц. Из этих клубов вышли первые артистки, женщины-ученые, направленные из клубов для дальнейшей учебы в рабфаках, институтах, университетах, партийные и советские школы. Некоторые активистки оставались работать в женотделах или организовывали на местах учебные центры для своих соотечественниц.
В городах работали также особые группы для крестьянок. Так, в Ашхабаде в 1925 г. открылся Дом дехканки, куда на две недели приезжали женщины из деревень, обучались в школах ликвидации неграмотности, на курсах кройки и шитья, ковровоизделий, агрономии и земледелия. Многие женщины, пройдя такой курс ликвидации неграмотности, поступали затем на курсы дошкольных работников, акушерок, партийных и кооперативных работников из коренного населения. Работники Дома дехканки систематически выезжали в аулы, создавали там женские красные уголки, школы по ликвидации неграмотности, школы для девочек. Такого рода учреждения были и в других республиках: Дом скотоводки в Казахстане, Дом бурятки, Дом башкирки и т.д.
Разновидностью женских клубов были женские красные уголки или избы крестьянок в деревне, где помимо школ ликвидации неграмотности существовали ьакже драматические, хоровые и другие коллективы художественной самодеятельности и кружки народного творчества. В красных уголках учили крестьянок как пользоваться сепаратором, швейной машинкой, создавали курсы кройки и шитья, швейные мастерские.
Для кочевого населения были организованы кочевые крсные юрты, которые перемещались вместе с кочевыми скотоводами в течение 2-3 месяцев сначала с одними, потом с другими и т.д. Первая красная юрта появилась в Казахстане в 1926 г., позднее такие юрты применялись для работы среди женщин - буряток, калмычек, алтаек, эвенок и др. В Азербайджане такие передвижные пункты называли политпросветпалатками. В юрте обычно наравне с обучением грамоте давали уроки домоводства, хлебопечения, вышивания, ткачества, изучали основные законы Советской власти, получали юридическую консультацию и помощь в ходатайстве по каким-либо вопросам в учреждениях Советской власти, партийных органах. Наиболее грамотных и талантливых учениц рекомендовали затем для поступления на рабфаки высших учебных заведений, которые стали открываться в столицах союзных республик Востока.Там девушки и юноши национальных регионов учились вместе, девушкам разрешено было не выполнять законы шариата и ходить везде без чадры.
Женские клубы, дома дехканки, красные уголки и юрты в восточных районах СССР проделали в 20-е - 30-е годы очень большую работу по раскрепощению восточных женщин, к приобщению их к ценностям мировой цивилизации, и безусловно, разъясняли сущность проводимых в стране социалистических преобразований, вели антирелигиозную пропаганду. Без политико-просветительной работы не могло существовать в те годы ни одно учебное заведение, ни одно культурно-просветительное учреждение.Однопартийная система требовала от всех существовавших тогда структур подчинения идеологическому диктату и следованию курсом ленинского плана строительства социализма.
Однако, если отойти от этого аспекта, то все же можно увидеть самые положительные результаты в том, что при Советской Власти были созданы условия для получения женщинами Востока образования, профессии и работы по выбору. Была разрушена стена, отделявшая женскую половину от мужской, что способствовало также повышению личностного статуса женщины в восточных регионах. В конце 20-х - начале 30-х гг. были открыты высшие учебные заведения в Ташкенте, Ашхабаде, Фрунзе (ныне - Бишкек), Баку, Самарканде и других крупных городах Средней Азии и Кавказа, куда для получения самых различных профессий стали принимать и женщин.
Развал СССР и возврат к законам адата и шариата вновь поставили женщину Востока в условия бесправия, вновь вернули ее к домашнему затворничеству, к ношению паранджи и чадры, к отказу от образования, свободы личности, поставили вновь в зависимость от желаний и поступков мужчин - выкупа невесты, телесного наказания жены, многоженства и т.д.
За 70 лет Советской власти женщины Востока сумели почувствовать вкус свободы и образования, но это было при помощи государства и русских женщин. Теперь же женщины Востока остались один на один со своими мужчинами, не желающими признавать равноправия между мужчиной и женщиной. Смогут ли когда-либо вновь женщины Востока стать свободными и обрести право на образование?