Э.Б.Ершова
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ МОНАРХИИ
В Х1У - НАЧАЛЕ ХУ вв.
(Взгляд из двадцатого столетия).
Современные процессы, происходящие в нашей стране и в мире на рубеже ХХ-ХХ1 веков и касающиеся сферы взаимодействия или противостояния общества и власти, заставляют ученых обратиться к историческим аналогам, фактам, явлениям, которые помогли бы увидеть истоки прорастания отчуждения властных структур от общества в целом. Особенно большой интерес вызывают эти моменты при изучении истории России, как страны, которая бесконечно ищет свой путь к демократии.
На наш взгляд истоки такого традиционного противостояния находятся на рубеже формирования Московского единого государства и освобождения его территорий из-под татаро-монгольского ига.
В последнее десятилетие опубликовано достаточно много точек зрения исследователей, начиная от Н.Карамзина, С.Соловьева, В.Ключевского, П.Милюкова - историков Х1Х-начала ХХ вв., и до современных - Б.Рыбакова, Л.Гумилева, А.Новосельцева и других, о роли татаро-монгольского завоевания Руси в её дальнейшем развитии. Их взгляды в чем-то сходятся, а в чем-то имеют отличие и на данный момент единой точки зрения не выработано. Каждый из них находит что-то свое собственное в тех материалах, с которыми они работали, обращаясь к данной тематике.
Нас же интересует проблема формирования социально-политических институтов в так называемый переходный период от власти Золотой Орды к независимому Московскому княжеству, политический строй которого определяется как ранне-феодальная монархия.
Именно социально-политические институты как нельзя более характеризуют формирование взаимоотношения власти и общества либо на основе абсолютной власти монарха, либо на определенных правовых началах, насколько это было возможно в то время.
Чтобы понять этот процесс, необходимо вспомнить, что в Киевской Руси до нашествияя Чингиз=хана и Батыя было слабо развито феодальное землевладение. Земля была собственностью государства, а потому феодальные отношения еще только зарождались и были очень непрочными. Для их утверждения требовалось время, которого дальнейшие исторические события не предоставили. Можно, конечно, предпологать, что в ходе мирного развития Киевского государства фоедализм мог пойти по двум направлениям: по типу западных монархий, где эти отношения были четко определены законом, либо по типу восточных деспотий, где все в жизни каждого человека, его семьи ограничивалось верховной властью.
Для формирования социально-политических институтов западного типа нужна была сильная аристократия, четко выраженная и закрепленная в законе частная собственность на землю, действующие законы, внедренные в сознание всех слоев общества. К ХП веку Запад уже имел так называемые классические черты цивилизационного общества - не только религию, вошедшую в плоть и кровь населения, но и сильную аристократию, судьбой которой король не мог распоряжаться единолично. Запад кроме этого имел также свою философию, светскую литературу, исторически знал, что такое демократия из общественной мысли Древних государств - Греции, Рима, Востока; развивалась своя историография.
Древняя Русь в этом плане намного отставала, ибо в её обществе еще только шел процесс осознания своей роли в государстве; церковь была довольно слабой и неутвердившейся настолько, чтобы противостоять феодальной раздробленности, так как она зависела от удельных князей и вынуждена была поддерживать их притязания на соседние территории, где она также могла найти себе паству, обращая еще оставшихся язычников в православие. В таких случаях она опиралась на своего удельного князя. Отношения между князем и его окружением в Киевской Руси носили характер общинной демократии, но это не означало, что оно могло противостоять деспотизму князя.
Все могло быть иначе, если бы этот процесс не был прерван нашествием татаро-монгольских кочевников, что привело к смене акцентов в формировании отношения власти и общества. Для развития западного классического пути уже не было условий в связи с тем, что Великий князь, как и рядовые удельные князья, назначались ханом Золотой Орды, определявшим своим влиянием действия и власть князей. Это во-первых.
Во-вторых, если на Руси и был до монгольского нашествия слой людей, способных удержать князя в рамках имевшейся законности или традиций, то за 240 лет ордынского ига они были истреблены в борьбе с набегами кочевников. Поэтому ко времени становления Московского княжества как государственного образования такого сильного ядра русской аристократии не могло сложиться. Отордынская легитимность власти князя, получавшего ярлык на княжение, свидетельствовала лишь о том, что он являлся наместником хана на вверенной ему территории, давала ему право вершить суд и расправу, собирать налоги и выполнять другие поручения хана единолично. Таким образом, князь был вассалом и представителем Орды в русских землях, не ограниченным никакими правилами или законом. Очень многие историки считают это благом для народа и в целом для сохранения русской государственности.
Но если посмотреть на этот факт с другой стороны, то можно увидеть, что почти за два с половиной столетия институт княжеской власти в складывавшемся Московском государстве очень окреп и окружение князя фактически оказалось в полной от него зависимости, от его благосклонности и хорошего отношения. Этот процесс мы можем наблюдать и сегодня во властных структурах.
Третьей особенностью формирования взаимоотношения общества и власти в Московском княжестве было то, что оно создавалось в борьбе с соседними землями. В результате победы над ними по обычаю проводилась конфискация всего имущества сопротивлявшихся присоединению к Москве, не желавших расставаться с наследием предков. Опальных князей и их семьи либо убивали, либо отправляли в отдаленные районы страны.
Со временем традицией или неписанным законом стало то, что богатство и властное положение окружения князя, а затем и царя, зависело от его воли, от личной преданности ему. Эту тенденцию можно затем проследить по всем векам и правителям России, вплоть до сегодняшнего дня, когда имущественное положение, благополучие семьи зависит от принадлежности к властным структурам, вхождении в них.
В конце Х1У в. на Руси появилось понятие измены бояр князю. Если до того времени бояре могли быть свободны в выборе своей службы тому или иному сюзерену, то к началу ХУ в. переход в другое княжество, к другому князю стало расцениваться как предательство и соответственно наказываться либо лишением всего имущества, либо казнью не только боярина, но и всей его семьи. Чтобы обезопасить себя от предательства, Московские князья ввели процедуру принятия присяги на верность и не только себе лично, но и всему своему потомству. С доугой стороны, верность закреплялась награждением пришедших на службу землей с крестьянами, которая затем становилась наследственной. Но при этом князь оставлял за собой право лишить имущества, если боярин не проявлял лояльности к князю, или вызывал у него неприятие.
Та же самая ситуация складывалась и со служилыми людьми незнатного происхождения, которые получая землю за свою службу, становились еще более зависимыми от князя, чем родовитые бояре и бывшие удельные князья.
Постепенно зрело понимание того, что русское государство может опираться в своей деятельности только на слой зависимых от него людей. Обратной стороной этого процесса была зависимость самого государства от тех, кто был его социальной и военной опорой. В целях стабильности их положения, уверенности в материальном благополучии этого слоя, который должен был в полном обмундировании являться по вызову Великого князя, государство пришло к необходимости введения крепостного права, окончательно закрепленного в Соборном Уложении 1649 г.
Таким образом, в процессе завершения строительства единого Русского государства взаимоотношения между властью Великого князя и обществом устанавливались по типу вертикальной раболепной преданности, отказа от попыток что-либо изменить в сложившейся деспотической форме упраления (а, если они и были, то либо единичны в окружении властителя, либо заканчивались полным разгромом, если это были крестьянские восстания).
Поэтому нет ничего удивительного в том, что в России так труден путь к настоящей демократии.