Ершова Э.Б.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СОЮЗЫ РАБОТНИКОВ ИСКУССТВ РОССИИ В 1918 ГОДУ.
Сложившаяся в России ситуация после Февраля 1917 г. привела художественную интеллигенцию к тому, что в интересах защиты своей деятельности актеры, музыканты, художники вынуждены были объединиться в профессиональные союзы. Так возникли союзы театральных служащих, актеров, оркестрантов, художников и другие. Союзы эти были немногочисленными и по началу не связанными между собой. Позднее, весной 1917 г. в Петрограде на базе этих организаций художественная интеллигенция попыталась объединиться в единый Союз деятелей искусств. Цели и задачи этих организаций были разными по своей сути: если профсоюзы работнтков
искусств стремились защитить всевозможными средствами право деятелей
культуры на творчество, помочь им в обеспечении сносных бытовых условий жизни, получении средств к существованию, то Союз деятелей искусств
стремился определиться прежде всего как независимая от власти организация, которая могла бы взять в свои руки все художественное "устроение
страны"(1). Однако найти какое-либо общее основание для объединения творческая интеллигенция так и не смогла фактически до 1919 г., когда постановлением сверху, административным путем, все союзы работников искусств были объединены во Всероссийский профессиональный союз работников искусств (Всерабис). Однако до объединения все профессиональные союзы действовали самостоятельнои и пытались выработать свою линию действий в условиях гражданской войны.
К сожалению, в советской историографии недостаточно освещена проблема существования и деятельности как самой художествееной интеллигенции, так и ее союзов в годы гражданской войны, хотя это время было насыщено значительными событиями. В силу разнородности этих событий на всей территории России различными были и условия выживания деятелей культуры.
Стремление сохранить и обеспечить функциональную деятельность своих членов ощущалось в каждой первичной ячейке профсоюзов рабис. Так, сразу после Октября 1917 г. Минский союз работников искусств успел провести до наступления германских войск 2 общих собрания, 7 заседаний Временного правления, 16 заседаний Президиума и одну конференцию, на которой и были выработаны статус и задачи союза, формы и методы его работы(2). Все это оказалось не простым делом - найти общие точки
соприкосновения, удовлетворявшие всех. Но развернуть свою деятельность
им не удалось в связи с начавшейся оккупацией и гражданской войной.
В то же время в центре, в Москве, шла работа по созданию и формированию союзов деятелей культуры. В июне 1918 г. состоялось заседание Правления Объединенного Центрального Совета профсоюзов работников театра и зрелищных мероприятий, на котором выражалось желание содействовать созданию рабоче-крестьянского театра(3).
В декабре 1918 г. состоялся Всероссийский съезд союза оркестрантов, направивший приветствие В.И. Ленину и А.В.Луначарскому с уверением в огромном желании творить на благо мировой революции(4).
В годы гражданской войны профсоюзы рабис нашли себе применение в организации благотворительных концертов и спектаклей для Красной Армии, после которых руководство этих отрядов выделяло определенное количество продуктов для артистов. Это была своего рода оплата за труд.
Проведение благотворительных концертов с последующей оплатой продуктами стало широко известно и в союз рабис начался приток деятелей культуры, ибо участвовать в таких мероприятиях имели право только лишь члены союза. Политических лозунгов в этот период работники искусств не выдвигали. Вся деятельность первичных организаций союза рабис в 1918 г. сводилась к проведению регистрации деятелей культуры и поисков
работы для своих членов с последующим распределением между ними скудных материальных средств, получаемых от различных первых советских и красноармейских организаций. Союз рабис имел в своем составе самые
различные отделы, в которых люди работали на общественных началах: оргганизационно-инструкторский, культурно-просветительный, охраны труда, изыскания средств, учета и рапределения рабочей силы. Помимо отделов создавались еще и комиссии: конфликтная, тарифно-расценочная, художественно-технически совет, а также суды чести.
В начальный период своей деятельности в 1918 г. союз рабис помимо регистрации специалистов старался выполнять и такую функцию как привлечение масс к искусству и организацию их художественного воспитания. С этой целью союз открывал музыкальные школы, студии, художественные мастерские, устраивал дискуссии и лекции по вопросам искусства.
Подобные мероприятия убеждали интеллигенцию в том, что Советская власть установилась надолго, что она заинтересована в создании подлинного народного искусства и стремится привлечь трудящихся к духовным богатствам, накопленным человечеством.
________________________________
1 Знаменский О.Н. Интеллигенция накануне Великого Октября.Л.1988.С.292,295.
2. ГАРФ. Ф.-Р.-5508, Оп.1, Д 92. Л.15.
3. Там же. Д.3.Л.1.
4. Там же. Д.2.Л.1-2.