Ершова Э.Б.
ОСВЕЩЕНИЕ РОЛИ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ В ИСТОРИИ РОССИИ В КУРСЕ "ИСТОРИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ РОССИИ. 1Х-ХХ вв."
Становление государственных структур власти во все времена требовало грамотных людей, обладавших определенным уровнем профессионализма, интеллекта, нравственных устоев, соответствующих тому или иному времени, и с течением столетий составивших затем слой российской интеллигенции. Безусловно, не каждого чиновника можно назвать интеллигентом в полном смысле этого слова, но несомненно лучшие представители государственных и местных органов власти стали воплощением интеллигенции России.
Изучая историю государственного управления нашей страны 1Х-ХХ вв., невозможно обойтись без характеристики тех, кто так или иначе был причастен к выполнению обязанностей государственной службы, деятельности центральных и местных органов власти, к проводимым в основном "сверху" реформам. В течение сотен лет жизнь российского общества отбирала многие лучшие человеческие черты и придавала их тем людям, кого время выдвигало в первые ряды борцов за интересы народа. Постепенно они материзовались в таких личностях как М.М.Сперанский, Н.Н.Новосильцев, декабристы, А.И.Герцен, Н.Г.Чернышевский, Б.В.Чичерин,А.Горчаков, западники и славянофилы, народовольцы. Одни из них, служа Отечеству и императору, помнили об интересах России и были государственниками, а другие, стремясь разбудить сознание народа, сформировать понимание своего назначения в истории матушки России - шли в народ.
Эти две линии тесно переплетаются при изучении вышеуказанного курса, начиная с первой темы и до последней. Но наиболее ярко роль интеллигенции в системе управления прослеживается в темах курса, касающихся Х1Х и ХХ веков, хотя и при рассмотрении темы о реформах государственного и местного самоуправления Петра 1 также невозможно обойтись без показа появления в России новых профессий, новых служебных должностей, соотвествовавших "Табели о рангах", требовавших государственных черт в личностях, занимавших эти ступеньки по рангу.
В ходе формирования служилой интеллигенции она приобретала не только положительные черты - бескорыстие, преданность интересам всего государства либо своей губернии, уезда, волости, но и отрицательные - мздоимство, использование своего служебного положения в личных интересах, в целях обогащения либо расправы со своими оппонентами и т.д. Однако не эти мелкие души оставили след в истории управления России, а те, кто служил ей всей своей душой, независимо от ступени своей служебной лестницы. Богат такими личностями век Х1Х-й, где особенно великолепно прослеживается переплетение государственных деятелей и общественных мыслителей - братьев Н. и Д. Милютиных, П.А.Валуева, М.Т.Лорис-Меликова и братьев Аксаковых, Н.А.Добролюбова и многих других.
Реформы, проводившиеся "сверху", вызывали отчуждение общества от власти, а публикации философских размышлений о судьбах России славянофилов и западников заставляли мыслящие слои страны задумываться о ее историческом прошлом, назначении в настоящем и будущем.
Земская и народовольческа интеллигенция 60-80-х гг.Х1Х в. внесла неоценимый вклад в пробуждение национального самосознания народов России, и это несмотря на ряд негативных факторов ее деятельности, особенно периода перехода к террору.
Нерешаемость высшей властью насущных проблем российского общества привела к тому, что сложившаяся интеллигенция конца Х1Х-начала ХХ вв. вносила свою лепту в развитие революционных настроений: служилая вызывала негативное отношение к власти своим бюрократизмом, волокитой, несправедливыми решениями человеческих проблем и т.д.; просвещенческая
- в своих учебных курсах и открытиях, которые ненаходили внедрения в модернизации страны; художественная - в произведениях, отличавшихся бунтарским характером, авангардизмом; техническая - в требованиях дальнейшей радикальной модернизации страны; и т.д. Столкновение множества настроений, взглядов, условий первой мировой войны привели Россию к революциям 1917 г., ставшим вехой в отсчете времени новой интеллигенции или как ее назвал А.И.Солженицын - "образованщины". Можно соглашаться или не соглашаться с этим термином, но нельзя отрицать того, что и в советское время были среди государственных и общественных
деятелей выдающиеся личности, имена которых только еще начинают с конца 80-х г. возвращаться в нашу историю.
Страницы советского периода курса "Истории государственного управления России" насыщены различными судьбами интеллигенции - от высылки многих из представителей старой интеллигенции в 1922 г. заграницу до установления сотрудничества с новой властью, вхождения в ее органы и служения интересам новой России, её трагическим судьбам в конце 20-х - 50-е годы, и современные требования к управленческим кадрам.
Очень характерно отношение к интеллигентным руководителям советского периода в 50-е годы. Ярким примером может служить судьба и деятельность Г.М. Маленкова - видного деятеля Коммунистической партии, члена ЦК ВКП(б) и ЦК КПСС в сталинское и послесталинское время.К нему
с презрением относилось всё окружение И.Сталина еще при жизни последнего, но явно показать это боялись, ибо боялись "вождя всех народов",
относившегося благосклонно к Маленкову. Они заглаза иронично называли его "интеллигентиком".
После смерти Сталина Г.М.Маленков как бы автоматически должен был стать его преемником у власти и, будучи, секретарем ЦК КПСС, оставаясь при этом Председателем Совета Министров СССР. Однако разгоревшаяся борьба за власть в 1953 г. после смерти Сталина привела сначала к аресту Лаврентия Берия, когда Георгий Михайлович Маленков выступил совместно с Н.С.Хрущевым против того, и затем постепенному отстранению от управления страной самого Г.Маленкова Н.Хрущевым осенью 1954 г., когда последний восстановил значимость должности Первого секретаря ЦК КПСС в системе центрального государственного управления, то есть вернул, так называемую, "руководящую и направляющую роль партии в коммунистическом строительстве". Интеллигентность Г.М.Маленкова не позволила ему нахрапом навязать партии и стране ведущую роль хозяйственных органов, как это было задумано на Х1Х съезде партии в 1952 г. И.Сталиным, но не успевшим закрепить проделанную работу в сознании партийной элиты. И это обернулось затем трагедией и фарсом в последующие годы.
Из всего указанного в данных тезисах материала можно сделать вывод о том, насколько велика была роль российской интеллигенции в становлении государственного и местного управления, в проведении самых разных реформ и даже в контрреформах, в становлении оппозициии к власти, к бесконечному её расшатыванию и стремлению изменить существующий порядок, найти наиболее отвечающие интересам народов России структуры управления.
Этот вывод можно назвать идеальным по тем задачам, которыми должна всегда и во все времена руководствоваться российская интеллигенция, находящаяся у власти, но не отрываясь от реалий, необходимо обращать внимание студентов и на негативные черты, появлявшиеся у ряда представителей различных служб в разные периоды развития государства, и в наше время также. Это позволит будущим управленческим кадрам быть более самокритичными и видеть исторические корни во многих негативных чертах, продолжающих сопровождать систему управления как в центре, так и на местах.