Ершова Э.Б.
КРЕСТЬЯНСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ:
ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ.
К крестьянской художественной интеллигенции у нас в стране всегда относили тех, кто вышел родом из крестьян - Н. Клюева, С.Есенина, П.Орешина, С.Клычкова, А.Твардовского, и тех, кто писал свои произведения на деревенскую тему - М.Шолохова, С.Маркова, Я.Коласа, Я. Купалу; художников народных промыслов Гжели, Палеха, Жостовской росписи, Неглюбских мастериц, и многих других. В наше время такого понятия уже не существует, но в 20-е - 30- годы принадлежность к крестьянской интеллигенции, а тем более художественной, была сродни понятию "изгой". Но только в конце ХХ века мы начинаем понимать всю уникальность этого течения и его неповторимость. Очень жаль, что оно недостаточно изучено российскими историками.
О творческих истоках каждого из тех, о ком известно обществу, можно рассказывать очень много. Наиболее характерным для понимания факторов формирования таких личностей может служить рассказ о себе самом и своих предках поэта Николая Клюева:"Говаривал мне мой покойный тятенька, что его отец, а мой дед, медвежьей пляской сыт был. Водил он медведей по ярмаркам, на сопели играл, а косматый умник под сопель шином ходил.... Разоренье и смерть дедова от указа пришла. Вышел указ: медведей плясунов в уездное управление для казни доставить".Матери своей, Прасковье Дмитриевне, талантливой северной сказительнице и плачее (плакальщице на свадьбах и похоронах - прим. авт.), Н.Клюев был благодарен до конца своей жизни за то, что ею был обучен "грамоте, песенному складу и всякой словесной мудрости".(1)
У каждого из тех, кого относили в 20-е - 30-е гг. к "крестьянской" или "ново-крестьянской" интеллигенции, истоки творчества уходили глубоко в семейные преданич, семейные отношеия, сохранившиеся крестьянский быт и традиции. И песни, стихи и полотна их были о "малой" и "большой" Родине - России:
"Луговин поемные просторы,
Тишину обкошенной межи,
Облаков жемчужные узоры
И девичью песенку во ржи".
Февральскую и Октябрьскую революции, рождение новой власти крестьянская художественная интеллигенция встретила как величайшую победу исторической справедливости. Дети крестьянской России, они страстно мечтали, чтобы труженики деревни получили волю и землю, чтобы им было даровано равноправие, чтобы война не опустошала деревни и села.
Но ведь именно первые декреты Советской власти отдавали землю в руки крестьян, объявляли о прекращении войны и установлении мира на российской земле, провозглашали народовластие. И как бы нынешние публицисты и некоторые писатели не пытались доказывать обратное, исторически объективные факты свидетельствуют, что именно боьшевики намеревались дать народу то, о чем он мечтал столетиями. Другой вопрос, во что их политика вылилась позднее, но в первое время после революции Октября 1917 г. крестьянская интеллигенция могла с полным основанием думать и верить, что пришло время воплощения в жизнь тех идеалов, которые они вынашивали и за которые боролись десятилетия своей сознательной жизни.
Пафос революционного лозунга строительства нового рабоче - крестьянского государства поднял к активной деятельности и крестьянство. Среди представителей крестьянства выявилось много талантливых людей в области литературы и искусства: Иван Приблудный, Борис Корнилов, Владимир Дубовка, Андрей Александрович, Иван Шамякин, Ефим Честняков и другие. Большинство из них с радостью стремились к сотрудничеству с новой властью, воспевали в начале ее приход. Отрезвление пришло позже. Действительность стала вызывать протест, который тут же проявлялся в творчестве.
Так, Иван Приблудный (псевдоним Якова Овчаренко) во время гражданской войны был беспризоником, потом сражался в армии Котовского, учился в Высшем литературно - художественном институте им.Брюсова. Он оригинально, по-своему, развивал крестьянскую тему и обладал сочным народным юмором, Однако при всем своем таланте он оказался неприкаянным в Москве и так писал об этом:
"Дело в том, что, почему-то, А,- уставшему скитаться,
все права на то имея, потерявшему отчизну,-
ни уюта, ни приюта как же мне не спотыкаться
не сумел нажить я.... по пути к социализму".
Надо сказать, что в то время вся литературная Москва знала на память и демонстрировала такую его строфу:"Я жениться никогда не стану, этой петли я не затяну, потому что мне не по карману прокормить любимую жену". Даже самый малый намек на недовольство и противодействие этой интеллигенции по отношению к власти не устраивало нарождавшуюся
командно-адмиистративную систему и она быстро нашла способы избавиться от неугодных, в том числе и от крестьянской художественной интеллигенции. Отношение к этой интеллигенции в Советской России было пренебрежительным, что являлось общим выражением коммунистического отношения к крестьянству, которому постоянно отводилось второстепенное значение, отводилось место ведомого класса, охватываемого "мелкобуржуазной" стихией и нуждавшегося поэтому в "руководящей роли партии и пролетариата". В резолюции ЦК РКП (б) от 18 июня 1925 г. говорилось:"... руководство в области литературы принадлежит рабочему классу в целом, со всеми его материальнымии идеологическими ресурсами... Крестьянские писатели должны встречать дружественный прием и пользоваться нашей безусловной поддержкой. Задача состоит в том, чтобы переводить их растущие кадры на рельсы пролетарской идеологии..."(2)
Дорого обошелся крестьянской художественной интеллигенции перевод на эти рельсы. Судьба ее оказалась трагичной, как и для миллионов советских людей: при странных симптомах болезни почти мгновенно скончался в московской больнице в мае 1924 г. Александр Ширяевец; Алексей Ганин расстрелян в 1925 г., трагически погиб в том же году Сергей Есенин. Друг и наставник Сергея Есенина Николай Клюев был арестован в 1934 г. Его обвинили в том, что он якобы являлся членом "Союза спасения России", которого в действите льности никогда не существовало. 13 октября 1937 г. "тройка" управления НКВД г.Томска вынесла решение о расстреле Н.Клюева и 25 октября 1937 г. приговор был приведен в исполнение. В том же году были расстреляны Иван Приблудный, Павел Васильев; в 1938 г.- Василий Наседкин, Тишка Гартный (Дмитрий Жилунович), Борис Корнилов и многие и многие другие. Исчезли с лица земли члены писательских оргаизаций Карелии, Белоруссии, Украины, в числе которых больше всего было "крестьянских выдвиженцев". Те, кто оказался в лагерях Гулага, оставалось писать так, как это написал неизвестный автор:
"- Будь проклята ты, Колыма,
Что названа чудной планетой.
Сойдешь поневоле с ума -
Отсюда возврата уж нету."
Чудом оставшихся в живых деятелей культуры деревни выжили из официальных структур литературы и искусства и подвергли всевозможым гонениям. С этого времени начали приходить в упадок и народные промыслы, народное искусство, которое считалось неприемлемым для пролетарской идеологии, выражением мелкобуржуазного, мещанского искусства.
Некоторые из оставшихся в живых - Пимен Карпов, Сергей Марков, Ефим Честняков, Александр Прокофьев, художники народных промыслов, сказительница Мария Голубкова, писатель Н.Леонтьев и другие были преданы забвению при жизни, как некие реликты, и это спасло их от уничтожения.
Но в те же 30-е годы росло новое поколение крестьянской художественной интеллигенции, среди которой своим талантом выделялись Александр Твардовский, Петр Комаров, Павел Васильев, Сергей Марков. Каждый из них сделал свой выбор в жизни, по-своему отрекся или ушел от родного уклада. Один вписался в "новую жизнь", другой оказался на Дальнем Востоке, третий не сумел этого сделать и система расправилась с ним, а четвертый продолжил дело своего учителя Николая Клюева на берегах реки Мезени вдали от всяких центров.
Различными путями как с крестьянской, так и ново-крестьянской интеллигенцией было покончено. Однако - "рукописи не горят". И уже в 60-е годы отзвук пренебрежения к крестьянской культуре и ее представителям прозвучал у современников. Это коснулось творчества Николая Рубцова, Анатолия Передреева, Алексея Прасолова и других, хотя многие сегодня вряд ли в это поверят, ибо поет молодежь песни на их стихи,
Трагическая гибель и безвременная смерть лучших в 20-е - 30-е и 70-е -80-е годы стали своего рода вехами, между которыми выжженное пространство российской крестьянской культуры, которое ждет своего исследователя. Множество разных слухов и сведений ходило в 30-е годы о тех, кто попал в концлагеря или на стройки социализма. Так, художественная интеллигенция России долго не хотела верить в гибель Николая Клюева. Говорили, что его видели то на Дальнем Востоке, то на Колыме, то на строительстве Беломорканала. Эти легенды продолжают жить до сих пор. Так. не очень давно прошел слух о том, что при раскопках одного из мест захоронений заключенных, работавших на строительстве канала, под ноги изыскателям выкатился череп в шапке, подобной той, какую носил Николай Клюев. И возникает вопрос - растрелян ли был Н.Клюев в Томске или еще мучился на "стройке коммунизма"? Кто ответит на этот вопрос? К крестьянским поэтам относили и такого корифея поэзии первых послереволюционных лет как Демьян Бедный. Это был единственный поэт, которому выделили квартиру в Кремле. И жил бы себе Демьян Бедный там долгие-долгие годы. Да в 1930-м году его бес попутал: он взял да написал фельетон "О героическом", который был опубликован в газете "Правда" в том виде, каком его сдал в редакцию поэт. За этим фельетоном последовали еще несколько фельетонов:"Слезай с печки", "Без пощады","Перерва", в которых Д.Бедный прошелся по советской бюрократии с критикой. Этого не мог простить ему Сталин. Тут же Секретариат ЦК ВКП(б) принял решение о выселении Д.Бедного из Кремля, об обязательной цензуре его произведений. В ужасе от того, что произошло, Д.Бедный написал письмо И.В.Сталину: "Я знал то, чего он, Ярославский, не знал: у меня будет придирчивый читатель в Вашем лице.А вдруг не удастся мне покорить этого читателя? Живой голос должен был мою работу похвалить, либо дружески и в достаточно убедительной форме указать на мою "кривизну". Вместо этого я получил выписку из Секретариата (ЦК- прим.авт.) Эта выписка бенгальским огнем высветила мою изолированность и мою обреченность. В "Правде" и заодно в "Известиях" я предан оглашению. Я неблагополучен. Меня не будут печатать после этого не только в этих двух газетах, но насторожатся везде. Уже насторожились информированные Авербахи. Охотнтков хвалить меня не было. Охотнтков поплевать в мой след будет без отказа. Заглавия моих двух фельетонов "Слезай с печки" и "Без пощады" становятся символическими. 20 лет я был сверчком на большевистской печке. Я с нее слезаю. Было ведь время, когда меня и Ильич поправлял и позволял отвечать в "Правде" стихотворением "Как надо читать поэтов" (см. 7 т.сочинений, стр.22, если поинтересуетесь)".
Такого Сталин перенести никак не мог. И буквально через четыре дня он отправляет ответ Демьяну Бедному: "В чем существо Ваших ошибок? Оно состоит в том, что критика недостатков жизни и быта СССР, критика обязательная и нужная, развитая Вами вначале довольно метко и умело, увлекла Вас сверх меры и, увлекши Вас, стала перерастать в Ваших произведениях в клевету на СССР, на его прошлое, на его настоящее. Таковы Ваши "Слезай с печки" и "Без пощады".Такова Ваша "Перерва",- которую прочитал по совету т.Молотова".
С этого времени Д. Бедного стали меньше печатать, меньше упоминать в официальных сообщениях и, как говорили в литературных кругах, он начал по-немногу пить, заливая вином свою обиду. И можно сказать, что в полном забытьи обществом он скончался в 1945 г. Мно- жество разных слухов и сведений ходило в 30-е годы о тех, кто попал в концлагеря или на стройки социализма в надежде, что талантливые поэты и писатели останутся живы и смогут еще когда либо представить читателю свои произведения .