Ершова Э.Б.
Проблемы исторической культурологии и культурного наследия.
Историческая культурология как одно из современных научных направлений сформировалась в не столь давние времена. Однако в короткие сроки она завоевала признание, нашла своих сторонников. В тоже время по поводу этого научного направления не смолкают дискуссии, в которых сталкиваются её сторонники и противники. Происходит это, на наш взгляд, по недопониманию многих понятий, определений самой исторической культурологии, её содержания, предмета и объекта исследования, которые чаще всего идентифицируют с понятиями других отраслей науки. И это, в целом, понятно.
Включение культурологии в перечень научных дисциплин с начала 90-х годов ХХ века обусловило наличие самых разных точек зрения на её сущностные и содержательные характеристики, методологию и методы исследования. За это десятилетие в стране появилось несколько культурологических школ, как, например, школа диалога культур, исходящая из творчества М.Бахтина, или концепции В. Библера, М. Кагана, А. Гуревича, семиотическая школа, возглавляемая Ю.Лотманом, школа исторической культурологии, получившая свое развитие в стенах Российского института культурологии Министерства культуры Российской Федерации.
Наиболее верный подход к определению научного направления, с нашей точки зрения, формируется в результате сопоставления с другими, более сходными с ними по своей природе предметами и явлениями. В плане изучения исторической культурологии представляется целесообразным её сопоставление с такими отраслями знаний как история и теория культуры, философия культуры, и в некоторой степени социология культуры. При это нельзя не видеть, что историческая культурология является более обширной отраслью знания, так как фактически включает в себя компоненты всех этих отраслей. Главным же в этой науке является качественная характеристика, а не масштаб, широта и объем данных. Поэтому историческая культурология представляет собой знание другого, более высокого уровня, глубины и организации мышления в целом.
Очень важно уяснить, что это направление науки имеет свой понятийно-категориальный аппарат, с помощью которого исследуется сущность и функции исторического процесса развития культуры, её место и роль в обществе и истории человечества, закономерность и принципы её действия.
Безусловно, кто-то из ученых скажет, что эти задачи совпадают в определенной степени с целями теории и истории культуры, но при этом забывают, что по своей сути они гораздо более объемны в исторической культурологии, так как в раскрытии явлений культуры историческая культурология опирается еще и на философию и социологию культуры.
Наглядным примером этому могут послужить исследования культурного наследия регионов России, в которых даются глубинные процессы необходимости сохранения исторических памятников не только письменных, архитектурных, живописи, скульптуры, но и человеческой памяти; показ жизни человека в этой среде, осознание им значимости того, что его окружает. С этой точки зрения в структуре исторической культурологии имеет важное значение решение проблем сохранения культурного наследия России в целом, и каждого из её регионов, в частности. Это связано с тем, что культурное наследие наших регионов настолько своеобразно, неповторимо, что их нельзя сравнивать друг с другом, а необходимо рассматривать лишь как калейдоскоп различных и оригинальных по своему виду, содержанию явлений. Именно на это хотелось бы обратить внимание администраций областей, автономных округов России, и призвать их к развертыванию работы не только по сохранению культурного наследия, но и об увековечивании их в изданиях об историческом наследии, как это делает Российский институт культурологии МК РФ.
 
Hosted by uCoz