Ершова Э.Б.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАТЕРИАЛОВ ИНТЕЛЛИГЕНТОВЕДЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН В ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ УПРАВЛЕНИЯ .
Знание истории российской интеллигенции важно для любого специалиста, независимо от профессиональной направленности. Однако не во всех вузах страны учебные отделы дают согласие на чтение даже такой дисциплины по выбору, как «Интеллигентоведение» или «История российской интеллигенции».
В связи с этим, преподавателям-ученым, занимающимся проблемами интеллигенции как феномена России, приходится раскрывать понятия по интеллигенции, истории ее формирования, о специфических чертах, роли и значении ее в истории нашего отечества и зарубежья в курсах таких гуманитарных дисциплин как: «История отечества», «История отечественной культуры», «История зарубежной культуры», и дисциплине по выбору «Россия и мир: тенденции традиционного и модернизационного развития» и др.
В каждой из названных дисциплин история интеллигенции дается по разному, в соответствии с содержанием курса. Так, если в курсе отечественной истории вопросы интеллигенции можно проследить на протяжении тем, начиная с Х I Х века, когда шло формирование этой сословной группы российского населения. На примерах видных политических деятелей, деятелей культуры могут быть показаны социокультурные факторы формирования в них основных и лучших черт российской интеллигенции, ее боль за судьбы России, народов, населявших тогда империю; стремление облегчить их участь.
Начало ХХ века связано с появлением партий, движений, основой которых была интеллигенция, и затем ее трагедия 20-30-х годов прошлого столетия, ее участие в Великой Отечественной войне, послевоенном строительстве, роль в кризисе конца ХХ века, и кризис самой интеллигенции на рубеже веков. Этот курс наиболее полно позволяет использовать научные наработки многих ученых по истории интеллигенции, включая регионы России, национальные анклавы и общероссийские тенденции ее судеб.
В курсе по Истории отечественной культуры рамки истории интеллигенции ограничиваются только кругом деятелей культуры, начиная с Х1Х века и по сегодняшний день. Однако при этом не возникает проблем по творческой интеллигенции конца Х I Х-70-х гг. ХХ веков, когда лучшие произведения художников, писателей, режиссеров, актеров, кинодеятелей и др. отражали все сложности эпохи, были предметом обсуждения после ХХ съезда КПСС всем народом. При этом невозможно обойтись без освещения судеб интеллигенции в годы Советской власти, отличавшихся несколькими параметрами: угодных и неугодных Советской власти, и соответственно – получавших льготы, награды, свободу публикаций своих произведений, поездки зарубеж, Дома творчества, и т.д., либо оказывавшихся в тюрьмах, ГУЛАГе, ссылке в местах отдаленных, без права где-либо публиковаться, и потому писавших в «стол», если их произведения не находила охрана или смотрела на занятия литературным трудом сквозь пальцы.
При освещении последней четверти ХХ века так или иначе встает вопрос о том, насколько деятели российской культуры соответствуют высокому званию интеллигента. Не потому ли на многих конференциях, как в Иваново, так и Екатеринбурге, других центрах изучения истории интеллигенции постоянно молодые ученые обращаются к дефинициям «интеллигенция», «интеллигентность» и т.д. Безоговорочно принимаются характеристики дореволюционной интеллигенции, но продолжается дискуссия по вопросу – насколько соответствует своему назначению советская интеллигенция и продолжает ли существовать российская интеллигенция в условиях перехода общества к рыночной экономике. Ряд молодых ученых высказывают мнение, что интеллигенция в России выродилась за последние полтора десятилетия, а людей, имеющих профессиональное образование, пора квалифицировать только лишь как интеллектуалов, как специалистов того или иного направления.
Именно поэтому, скорее всего, руководство в вузах и считает, что дисциплина по истории интеллигенции не имеет большого значения. И все же использование материалов интеллигентоведения в курсах истории Отечества либо отечественной культуры не только возможно, но и необходимо. Без понимания роли и места интеллигенции в российском обществе невозможно понять истории России в целом.