Ершова Э.Б.
М.К.Цебрикова - первая женщина - литературный критик .
Борьба русских женщин за право получать высшее образование, за свои юридические права была долгой и трудной.Чаще всего в середине Х1Х в. они получали домашнее образование, включавшее в себя изучение нескольких языков, музыки, танцев, правил ведения домашнего хозяйства. Немногие из них стремились к получению знаний по математике, философии, медицине и другим общественным предметам. На такой подвиг нужен был сильный характер. Одной из таких решительных женщин была Мария Константиновна Цебрикова, дочь Кронштадского капитан-лейтенанта, ставшего впоследствии, несмотря на свой нелегкий характер, генерал-лейтенантом.
На становление её личности повлияло множество факторов, среди которых можно назвать, прежде всего, родственное окружение: два родных дяди (братья отца) были декабристами; переписка одного из них с Герценом, а затем участие в студенческих кружках, куда она ходила вместе с Николаем Цебриковым на различные сходки; медсестра Назимова - первая женщина - медсестра во время Крымской войны, тоже ближайшая родственница, с которой Маша виделась у тетки в деревне и т.д. Она давала уроки в воскресных школах, обсуждала со студентами жизненно важные вопросы для России. Но этого для нее было мало, душа рвалась к великому делу. В своей краткой автобиографии она писала, что училась фактически сама, что дядя-декабрист дал политическое образование, а философию пришлось вырабатывать самостоятельно и право писательства брать с бою. Начала печататься в журнале «Детский сад», который впоследствии переименовала в журнал «Воспитание и обучение», когда стала его редактором. Первая повесть М.К.Цебриковой была опубликована в «Отечественных записках» в 1860 г. под инициалами «Н.Р.». Она зазывалась «Ошибка за ошибку» и имела наподобие тургеневской прозы подзаголовок «Охотничьи очерки». На фоне народофильских настроений начала 1860-х г. эти рассказы о деревенском бунтаре, выбившемся из состояния безропотности и занявшимся поджогами и воровством, или о помещике пройдохе, женившемся на богатой, но безобразной барыне, проматывавшем её состояние по заграницам, выдавал в авторе трезвость мысли и понимание язв современной ему жизни. Она постоянно задавала себе вопрос - что такое нравственное начало в человеке? Врождено оно или может быть воспитано? Это пристальное внимание к нравственности современной ей жизни и определило своеобразие её позиции как литератора. Её деятельностью стала литературная критика, при чем первые критические статьи были оценены как читателями, нашедшими их острыми, свежими, яркими и современными; так и цензурой, посчитавшей их опасными для самодержавия.
Больше всего М.К.Цебрикову интересовало, как живут идеи в обществе, какие испытывают превращения, созревая и обогащаясь при этом новым содержанием или опустошаясь до низменности. Эти свои мысли она выразила в критической статье, посвященной только что вышедшему тогда роману Гончарова «Обрыв», который вызвал яростные споры в просвещенных кругах общества. Симпатии критика были на стороне социализма и «гонимой правды», вождем которой она признавала А.Герцена, скончавшегося в январе 1870 г. в Лондоне. Напечатанная в майском номере «Отечественных записок», статья Марии Константиновны стала своего рода некрологом революционному демократу.
Много внимания М.К. Цебрикова уделяла развитию женского движения. Одновременно со статьей о романе «Обрыв» в издательстве Звонарева вышла книга Дж.С.Милля «Подчиненность женщины» с предисловием, написанным М.Цебриковой. Она с удивительной энергией и смелостью заявила читателям, что решение женского вопроса есть не что иное как решение вопроса о правоспособности и освобождении целой половины человечества, что позволит прийти к его разумному устройству. Свою точку зрения она основывала на исторических примерах, когда женщины были такими же проповедниками, совершали такие же подвиги и переносили такие же мучения, что и мужчины.
Литературная критика и борьба за женское равноправие - две проблемы, которые прошли красной нитью через всю долгую и плодотворную деятельность Марии Константиновны Цебриковой.
Крушение надежд 1860-х г. увидеть преображенной реформами Россию привело её к пониманию, что сама по себе идея, как бы ни была она прекрасна, не способна изменить жизнь общества. Тогда что же заставляет жить идею разной жизнью?- задает себе такой вопрос критик и сам себе отвечает: люди, раличие их сил, интересов, духовного потенциала. Именно поэтому она уделяла в те годы много внимания проблемам нравственного содержания деятельности человека, обосновывая необходимость их решения тем, что помимо промышленного, культурного и научного прогресса, достигаемого ценой огромных усилий человеческой воли, важен также и нравственный прогресс, который делает человека особенно чутким к радостям и горю других. «...В народе такие люди отмечаются названием людей справедливых...» - писала М.К.Цебрикова. Это не был идеалистический взгляд, ибо она понимала, что отдельная личность при всей её гениальности не способна проложить дорогу всему человечеству, оградить его от трудностей или предвидеть все препятствия. Но идеи, с её точки зрения, способны влиять на жизнь общества, делая его чище и нравственней.
Со временем престиж М.Цебриковой как критика «Отечественных записок» среди революционно настроенной молодежи стал довольно высоким. Она поддерживает дружбу во всеми гонимыми течениями в России: чайковцами и нечаевцами, а будучи в Швейцарии, сблизилась с девушками из группы, которая вошла в историю под названием «процесса 50-ти» или «дела Бардиной и рабочего Алексеева». Там ей пришлось выступить на митинге красных по поводу своего протеста против выдачи швейцарскими властями русской охранке революционера Нечаева, сторонника террора. В своей импровизированной речи она высказала критику в адрес и самодержавия, и нечаевцев, втягивающих молодежь в особую опасную «левую» деятельность, в которой нет души и совести.
Когда пытаешься проследить жизнь М.К.Цебриковой год за годом, испытываешь затруднения хотя бы только кратко очертить все стороны её деятельности, перчислить статьи, написанные ею, упомянуть дела, в решении которых она принимала участие.
Женское движение за образование, педагогическая деятельность, редактирование журнала «Воспитание и обучение», в котором она была зачастую единственным автором, выступая под самыми различными псевдонимами, главное дело всей жизни - литературная критика и публицистика - вот лишь часть её каждодневных забот.
В конце 1880-х г., когда началось второе десятилетие её литературно-публицистической деятельности, судьба свела с Этель Лилиан Войнич, которая в 1887 г. приехала в Россию из Лондона к родным Степняка-Кравчинского. С ней она поделилась своей мыслью о письме Александру Ш, в котором хотела рассказать обо всем, что происходило в России и предостеречь от грядущих бед. В это же время она обладает массой писем от заключенных и родственников об ужасном их содержании в тюрьмах и на каторге, которые приходили к ней в связи с тем, что она была активной деятельницей Красного Креста. На основе этих материалов она составляет брошюру «Каторга и ссылка», которую и вывозит из России Этель Войнич. Для осуществления своего замысла М.К.Цебрикова едет в Париж.Несколько десятков брошюры и письма она успела развезти и разослать до своего ареста. Они наделали много шума, но огласка их на Западе спасла её от более строгого суда, ограничив высылку без суда в Яренск через Вологду. Позднее ей разрешили жить в Смоленской губернии у издательницы О.Н.Поповой, но до конца жизни - под надзором полиции. Однако и ссылка не убавила её энергии: под разными псевдонимами она публиковала свои воспоминания, фельетоны, литературные обзоры, книги для народа.
23 марта 1917 г. газета «Утро России» в скромном некрологе сообщала о смерти 20 марта Марии Константиновны Цебриковой, имя которой в 90-е годы называлось рядом с именами А.Герцена, Н.Чернышевского, Добролюбова, Некрасова. Некролог напоминал обществу о деятельности М.К.Цебриковой как литературного критика «Отечественных записок» и о том, как многим обязано ей женское движение за равноправие в России. Её призыв «будить совесть» слышен в России до сих пор, хотя идет он тернистым путем.
М.К.Цебрикова была одной из самых цельных и нравственно высоких личностей, которыми так богата русская культура прошлого века. Её духовным завещанием может служить статья, опубликованная в сборнике «На помощь нуждающимся женщинам» в 1901 г. Она была написана раньше, но напечатать тогда её было невозможно. А письмо Александру Ш было широко известно всей России, оно отозвалось в самых отдаленных уголках страны. Своей деятельностью она помнится женскому движению России, которое черпает в нем свои силы и надежды на будущее.
 
Hosted by uCoz