Ершова Э.Б.
ИСТОРИОГРАФИЯ СОВЕТСКОЙ, РОССИЙСКОЙ И БЕЛОРУССКОЙ
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ.
В последнее десятилетие множество отечественных историков обрати­лось к изучению роли и судеб как российской интеллигенции в целом, так и ее различных регионов на многих этапах развития страны в ХХ веке. Тема стала настолько актуальной, что в ряде городов страны были созда­ны центры по проблемам интеллигентоведения. Основу таким центрам поло­жила инициатива профессора Ивановского госуниверситета Валерия Сергее­вича Меметова, возглавившего Межвузовский Центр РФ "Политическая куль­тура интеллигенции, её место и роль в истории Отечества". Насколько данная тема актуальна, говорит за себя постоянное увеличение её участ­ников год от года. Центр изучения истории интеллигенции создан в Ека­теринбурге, ряд ведущих историков по этой тематике работают в Новоси­бирске и других городах России. Автору известно, что подобными иссле­дованиями занимаются и в странах, составлявших когда-то единое прост­ранство в рамках СССР. Тематика исследований очень обширна и в неболь­шой по объему статье её невозможно охватить. Поэтому хотелось бы оста­новиться на историографии такого отряда интеллигенции как художествен­ная, тем более, что она по своей тематике очень сложна и неоднозначна.
Специального комплексного исследования по истории художественной интеллигенции и её судьбах в целом по стране пока не существует. Ос­новная же масса вышедших почти за столетие публикаций посвящена либо общим проблемам формирования интеллигенции в России, её духовным поис­кам и практической роли в строительстве нового общества, либо отдель­ным отраслям культуры и искусства, где имена актеров, режиссеров, пи­сателей, композиторов, художников назывались в качестве прилагаемой характеристики к созданным ими произведениям, каталогам выставок и т.д.
И только в последнее десятилетие появился ряд ученых, поставивших себе задачу разобраться во всей сложности поисков, формирования, дея­тельности и судьбах российской и национальной интеллигенции. Об этих работах несколько ниже.
В историографии по проблемам интеллигенции вообще можно выделить несколько периодов: публикации 20-30-х г., исследования 50-80-х и ис­торико-публицистические изыскания второй половины 80-начала 90-х г. и собственно 90-е г. С этой периодизацией в целом согласны многие ученые.
Среди публикаций дореволюционного периода, посвященных интелли­генции, несомненно можно отнести сборники "Вехи" и "Из глубины", рабо­ты И.Ильина и других видных философов начала века.
Публикации 20-30-х г. включали в себя, как правило, выступления видных деятелей партии большевиков и Советского правительства (1),ра­боты партийных публицистов (2), историков, философов, правоведов, ис­кусствоведов того периода (3). Выходившие в эти годы публикации форми­ровали общественное мнение о том, что созданием социалистического ис­кусства может руководить только партия, без влияния которой творческая интеллигенци не сможет создавать подлинные шедевры. Навязчивой идеей руководящей роли партии в развитии искусства и культуры в целом прои­низаны все её документы и решения съездов (4).
Все выше сказанное относится и к историографии национальных реги­онов, и в том числе - Белоруссии. В те годы основную массу печатных изданий составляли материалы различных партийных форумов, на которых рассматривались вопросы культуры (5). Лишь во второй половине 20-х г. начали появляться статьи белорусских литературоведов и искусствоведов, таких как Н.Некрашевич, Н.Щекочихин (6) и др. О деятелях культуры в них говорилось лишь с позиции анализа их произведений и выводы о соот­ветствии их содержания идеям пролетарского государства.В конце 30-х г. основная масса тех и других была репрессирована и к изучению состояния белорусской литературы и искусства, взглядов художественной интелли­генции на проблемы общества ученые вернулись лишь в 50-е г.
Со второй половины 30-х г. и до середины 50-х г. проблема носила описательный характер.Авторы занимались, главным образом, комментирова­нием партийных документов по вопросу формирования художественной ин­теллигенции и разработкой сталинской теории о двухполюсном разделении творческой интеллигенции: "за" и "против" советской власти. Третьего было не дано (7).Это был курс на уничтожение старой интеллигенции и той молодой талантливой поросли, которая в большей степени пассивно, но сопротивлялась стремлению партаппарата втиснуть её в прокрустово ложе идеологии большевиков.
Во время хрущевской "оттепели" появилась возможность приоткрыть завесу секретности над судьбами многих деятелей культуры, узнать, за что, почему и куда исчезали люди и их произведения. Поэтому в работах
Г.Г.Карпова, М.П.Кима,А.Г.Слонимского, появившихся во второй половине 50-х г. проблема формирования художественной интеллигенции, хотя и не без коммунистических идеологем, рассматривалась с привлечением новых архивных материалов (8). В работы авторов того периода стал привле­каться архивный материал, использование которого ограничивалось пар­тийными рамками.
В Белоруссии в эти годы стали также появляться обобщающие публика­ции о развитии национальной культуры, где назывались имена, произведе­ния которых не соответствовало установкам партии. Имена репрессирован­ных из публикаций исключались, заменялись общими фразами о борьбе с национал-демократизмом и извращениями партийной линии в лтературе и искусстве (9).
В 60-е-первой половине 80-х г. появились новые темы, свидетельст­вовашие об интересе историков к проблемам культуры и судьбам творчес­кой интеллигенции.Особую значимость в эти годы приобрели работы
С.А.Федюкина и ряда других (10). Белорусские историки в унисон с обще­союзными учеными стремились раскрыть понятие художественной интеллиге­нции, сферу её деятельности. Однако при этом они не имели возможности в полном объеме показать роль той части деятелей культуры, которая бы­ла репрессирована. Эту сторону им приходилось освещать завуалированно, не называя имен (11). Так, в своей монографии В.Нефед обходит молчани­ем судьбы режиссеров В.Голубка,В.Кавязина, отсранение других режиссе­ров от работы над спектаклями, запрещение различных постановок и т.д. В то же время работа представляет большой интерес, ибо такого плана это была первая работа и в ней публиковались впервые новые факты ста­новления и развития белорусского театра в довоенный период (12).
Несмотря на конъюктурность этих исследований, необходимо отме­тить, что все авторы 60-80-х г. готовили почву к значительному поворо­ту в исторической науке конца 80-х-90-е годы.
Большим подспорьем в переосмыслении исторического пути советской интеллигенции стала в последний период зарубежная историография (13).
Западные исследователи уже в прошлые десятилетия располагали таким боль­шим фактическим материалом, свидетельствами многих очевидцев трагичес­ких событий в нашей стране, что историкам 80-90-х г. пришлось многое переосмысливать пройденный нашим обществом путь. Свидетельством тому многие публикации, появившиеся в последнее десятилетие ХХ века (14). И теперь мы с полным правом можем сказать, что знаем о своей интеллиген­ции, в том числе и творческой, гораздо больше и понимаем происходившие процессы глубже западных ученых. Именно о многомерности подходов к изучению места, роли художественной интеллигенции в истории страны - её прошлом и будущем - свидетельствуют материалы, публикуемые в сбор­никах тезисов и статей конференций, проходящих в Иваново, Екатеринбур­ге, Костроме, Новоисбирске и других регионах России (15). В числе наи­более значимых я бы назвала работы А.В.Квакина, В.Л.Соскина, И.В.Куп­цовой, и ряда других (16). В монографии И.В.Купцовой с новых позиций рассматривается судьба дореволюционной российской художественной ин­теллигенции и процесс размежевания её в первое десятилетие после Ок­тября 1917 г. Проблему идейной-политической дифференциации интеллиген­ции на новых материалах и со свежим подходом исследовал А.В.Ква­кин.Очень интересный анализ российской интеллигенции дает в своих пуб­ликациях А.В.Севастьянов (17).Его подход в некоторых слуяаях отличает­ся определенной категоричностью, но в то же время и пониманием расту­щего влияния интеллигенции на выбор дальнейших путей развития российс­кого государства.
Не все выходящие публикации равнозначны, но они показывают, во-первых, выросший интерес к данной тематике, а, во-вторых, острую необходимость в познании всего того, что с нами было, и, в-третьих, её актуальность для осознания грядущего ХХ1 века для культуры и в целом всей жизни России.
В белорусской историографии художественной интеллигенции также появились новые работы, раскрывающие неизвестные ранее страницы жизни многих популярных в свое время деятелей культуры (18). Общую концепцию проблем и судеб писателей и поэтов, актеров, режиссеров, художников, композиторов и музыкантов в Белоруссии в 1917-1941 гг. на фоне всесоз­ной ситуации становления тоталитарного режима предложила в своей моно­графии автор данной статьи (19). В историю культуры Белоруссии верну­лисб имена тех, о ком не положено было говорить не только вслух, но и шопотом: Д.Жилуновича (Тишки Гартного), Алеся Гаруна, В.Голубка и мно­гих других.
Историография российской, советской и национальной художественной интеллигенции постоянно пополняется новыми и новыми исследованиями, что существенно способствует расширению наших знаний и понимания спе­цифики этой группы интеллигенции, всё большей ликвидации "белых пятен" в её истории.
-------------------
ПРИМЕЧАНИЯ:
1.Луначарский А.В.Об интеллигенции /Сб.статей.-М.,1923; Его же.Интел­лигенция в её прошлом, настоящем и будущем.- М.1924; Бубнов
А.С.Всеобщее начальное обучение и культурная революция.-М.-Л.,1931;
Калинин М.И. О задачах советской интеллигенции.-М.1939; Фрунзе М.В. Речь на на заседании литературной комиссии при цк ВКП(б) 3 марта 1925 г.Соч.-М.,1927,т.3;Ярославский Е.М.О старой и новой интеллиген-
ции.- Ростов н/Д.,1939; и др.
2.Ангарский Н.А.Старые писатели и новый быт./Творчество.-1919, N 8-9; Вороннский А.К.Искусство видеть мир.О новом реализме.-М.1928;Полон­ский В.П.Очерки литературного движения революционной эпохи.-М.,1928; и др.
3.Сидоров А.А.Два года советского искусства и художественной деятель­ности./Творчество.-1919. N 10-11;Быстрицкий В.А.Революция и литера­тура./Книга и революция.-1920, N 6;Рейснер М.Интеллигенция как пред­мет изучения в плане научной работы./Печать и революция.-1922.Кн.1; Брюсова Н.Я.Вопросы профессионального музыкального образования.-М., 1929;Лобанов В.М.Художественные группировки за последние 25 лет.-М.,1930; и др.
4.КПСС о культуре, науке,просвещении.-М.,1963.
5.Кнорин В.Г.Белорусская литература."Босыя на вогн1шчы"./Звезда.1921.
11 ноября;Его же.За культурную революцию./Збор артыкулау.- Минск., 1928; Игнатовский В.Мотивы лирики белорусского поэта М.Чаро­та.- Минск.,1922; и др.
6.Некрашевич А.Беларуск i Дзяржауны тэатр.-Мн.,1930;Шчакац i х i н М. На шляхах новага беларускага мастацтва./Полымя.-1927. N 2.; Его же. Су­часнае беларускае мастацтва.-Мн.,1929; и др.
7.Лебедев П.И.Советское искусство в период иностранной военной интер­венции и гражданской войны.-М.,1949;Кошан М.С.Политика Коммунисти­ческой партии в области искусства в период перехода от капитализма к социализму./Ученые записки ЛГУ.-1955., N 193,- Серия история.- Вып.
22;Ким М.П.Коммунистическая партия - организатор культурной револю­ции в СССР.- М.,1955;
8.Слонимский А.Г.А.М.Горький в борьбе за создание советской интелли­генции в годы военной интервенции и гражданской войны.-Сталина­бад,1956;Карпов Г.Г. Партия и культурная революция.-М.1957;Ким М.П. 40 лет советской культуры.- М.1957; и др.
9.Белорусское искусство.Сб.статей и материалов.- Мн.,1957;Развицце беларускай сацыял i стычнай культуры.- Мн.,1960;Кованцева Г.М.,Мазу­рова Я.С. БССР-республика высокой культуры.- Мн.,1961; и др.
10.Федюкин С.А.Советская власть и буржуазные специалисты.- М.,1965;Его же.Великий Октябрь и интеллигенция.- М.,1972;Его же.Партия и интел­лигенция.- М.,1983;Ермаков В.Т.Формирование творческих организаций художественной интеллигенции (1917-конец 30-х годов)./Великий Ок­тябрь и опыт культурного строительства в СССР.-М.,1987;Афанасьева
А.И.Великий Октябрь и становление советской культуры в Карелии.- Петрозаводск.1983; и др.
11.Структура советской интеллигенции /по материалам БССР.- Мн.1970;Ка­линина Г.А.Некоторые вопросы истории интеллигенции Белоруссии /Со­ветская интеллигенция и её роль в коммунистическом строительстве в СССР.Всесоюзн.конф.- Новосибирск,1979.Тезисы.
12.Нефёд В.Становление белорусского советского театра.1917-1941 гг.- Мн.,1965;История белорусского кино.- Мн.,1969;Фирсова Е.И.Подготов­ка специалистов для народного хозяйства и культуры БССР.-Мн.,1976;
Филюкова Л.Ф.Художественная интеллигенция;Круталевич В.А.Интелли­генция культуно-просветительных учреждений./Структура советской ин­теллигенции.-Мн.,1970; и др.
13.Pipes R.The historical evolution of the Russian intelligentsif /Da­edalus.Summer.1960; The russian intelligentsif.N.Y.,1961; Fitzpat­rick S.The commissariat of Enlightmen: Soviet organisation of edu­cation of edication and arts under Lunacharsky. Cambridge ,1970;и др.
14.Знаменский О.Н.Интеллигенция накануне Великого Октября /февраль-ок­тябрь 1917 г./.-Л.,1988;Зезина М.Р.Октябрь и интеллигенция в буржу­азной литературе /Вопросы методологии и истории ист.нау­ки.-1987.-Вып.5;Белова Т.Культура и власть.-М.1991;Барбакова
К.Г.,Мансуров В.А.Интеллигенция и власть.-М.,1991; и др.
15.Интеллигенция в политической истории ХХ века. Иваново.1992;Интелли­генция России:уроки истории и современность.Иваново,1994;Интелли­генция:проблемы гуманизма,народа,власти.Улан-Удэ.1994;Интеллигенция и власть на пороге ХХ1 века.Екатеринбург.1996;Нравственный импера­тив интеллигенции: прошлое,настоящее и будущее.Иваново.1998; и др.
16.Соскин В.Л.Власть и интеллигенция в 20-е годы:политика партнерства или дискриминация /Российская интеллигенция.ХХ век.Екатерин­бург,1994;Ильина Г.И.Художественная интеллигенция в социальной структуре революционной России /Петроградская интеллигенция в 1917 г.-Л.,1990;и др.
17.Купцова И.В.Художественная интеллигенция России (размежевание и ис­ход). СПб.1996;Квакин А.В.Идейно-политическая дифференциация рос­сийской интеллигенции в период НЭПа.-Саратов,1991; и др.
18.Элентух И.Цвета времени и краски "Изофронта".Витебская художествен­ная школа.1918-1923./Неман.-1987. N 11;Сачанка Б."Сняцца сны аб Бе­ларус i ...".-Мн.,1990;Калубов i ч А.Крок i г i сторы i .Беласток-В i ль­ня.-Мн.,1993; и др.
19.Ершова Э.Б. Исторические судьбы художественной интеллигенции Бело­руссии.1917-1941.-М.,1994.
Hosted by uCoz