Ершова Э.Б.
"ИПОСТАСИ" РОССИЙСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ В ХХ веке.
(Авторские размышления "у парадного подъезда" ХХ1 века).
Развитие российской и зарубежной общественно-политической мысли подготовило размах революционных событий двадцатого столетия, ставших его символом и пронесшихся сквозь этот век огненным валом мировых и локальных войн, революций, терроризма, поиском новых форм общественной и политической жизни на более высоком уровне модернизации к тем моде­лям, через которые пыталась проскочить Россия, недоведя их до завер­шения в свое время.
В этих метаниях большую роль сыграла, сама иногда того не замечая, российская интеллигенция. Сразу необходимо оговориться - не она гото­вила войны или участие государства в войнах, но она своими поисками "правды и справедливости, равноправия и свободы " для людей готовила многонациональное население Российской империи к грядущим изменениям и не настолько мирным путем, каким можно и нужно было бы решать назрев­шие проблемы общества.
Учитывая, что энциклопедическое философское понимание термина "ипостась" в переводе с древне-греческого означает "сущность", "форму проявления" или "способ бытия", а с точки зрения христианства служит обозначением каждого из лиц триединого бога, то вполне правомерно рассмотреть "ипостаси" нашей интеллигенции в стремительно менявшихся общественно-политических и экономических условиях России. Безусловно, в небольшой по-объему статье невозможно подробно рассмотреть каждую из существовавших "ипостасей" российской интеллигенции, ибо она многолика по своему профессиональному признаку, социальному и экономическому по­ложению, уровню образованности, отношению к власти и власть имущим,
своим политическим и нравственным воззрениям, активным либо пассивным
отношением к происходившим и происходящим событиям в стране и т.д. По­этому остается только пунктиром обозначить основные, на наш взгляд, лики российской интеллигенции ХХ века.
Нерешенность многих проблем в России, отсутствие правовой, духов­ной свободы, отставание от Запада в экономическом и законотворческом плане, нищета основной массы населения и нежелание богатой верхушки делиться с обществом, ориентир национальной буржуазии на получение прибыли с наиболее легких видов промышленного производства, отдавая на откуп иностранным инвесторам базовые направления промышленности и на­родного хозяйства, радикальность во взглядах на пути дальнейшего раз­вития страны, неразумная политика самодержавия и еще очень многие фак­торы привели к тому, что среди всей интеллигенции, несмотря на её ра­зобщенность, зрело понимание необходимости решения накопившихся проб­лем революционным путем. Но каждая из самых различных групп интелли­генции к определению этих путей подходила по-своему, считала только свою точку зрения самой правильной, и в результате - никто из тех, кто вел борьбу за изменение общественно - политической жизни в России, не был готов к событиям 1905-1907 гг., относя радикальные изменения в да­лекое будущее. В вышедших в 1909 г. "Вехах" российские философы попы­тались проанализировать и предостеречь новые поколения политических деятелей, радикальную интеллигенцию от использования темной массы по­литически неграмотного и люмпенизирующегося населения России. Однако ни первая революция, ни "Вехи", ни лучшие умы страны не смогли уберечь её от новых потрясений 1917 г., когда к власти пришли новые силы - взбунтовавшийся и неуправляемый народ, за свободу и интересы которого постоянно выступала и боролась интеллигенция.
Установление Советской власти не только развело по разным лагерям небольшую по своему численному составу интеллигенцию, но поставило её перед выбором: принять и сотрудничать с новой властью; исход в другие страны до лучших времен, когда в России установится порядок; борьба с новой властью всеми возможными формами и методами - от вооруженной в рядах белой гвардии до саботажа в новых управленческих структурах, ли­бо обычного пассивного созерцания происходящего в надежде, что буря обойдет и все само собою уляжется, и тогда можно будет продолжать свою работу. Была и такая часть интеллигенции, которая всерьез не восприни­мала происходящее, подстраивалась под существующие условия, извлекала для себя ту или иную выгоду (не обязательно материальную), и совместно с укреплением власти пролетариата входила в начале 20-х - 30-х гг. в складывавшуюся административно-командную систему, перераставшую в то­талитаризм, готовивший интеллигенции свою Голгофу.
С уничтожением старой, дореволюционной интеллигенции приходила новая, в которой можно было различить два лика:людей с истинным стрем­лением к интеллигентности и "образованщину" (по А.Солженицину), для которой важны были не традиции российской интеллигенции в лучшем их выра­жении, а те выгоды, которые давала власть и управление людьми. В гор­ниле сталинского стремления удержать и возвеличить собственную власть сгорели сотни тысяч талантливых представителей российской интеллиген­ции разных поколений и народов страны Советов. Многие из них, просла­вляя имя "отца всех народов", так и не поняли, почему они стали "вра­гами народа", интересам которого старались служить.
Ипостасью российской интеллигенции, оказавшейся вольно или не­вольно заграницей, была неизбывная тоска по России, стремление либо вернуть её в прежнем виде и неприемлемость новой власти, либо найти возможность вернуться домой, несмотря ни на какие ограничения. Сборни­ками "Смена вех", "Из глубины" и другими публикациями своих взглядов на Россию Н.Бердяев и его единомышленники, бывшие политические деятели дореволюционной и послереволюционной России, оказавшиеся зарубежом, не смогли четко выразить свое отношение к тому, что произошло в 1917 г. и происходило в 30-е г., и меру своей вины в этом.
Великая Отечественная война стерла грани разногласий в рядах рос­сийской интеллигенции - зарубежной и советской. Её основная масса, где бы ни находилась, старалась помочь своей стране. Наиболее изучена и известна роль советской интеллигенции на фронтах войны и в тылу, на оккупированной территории врагом. Существуют некоторые свидетельства о борьбе представителей старой дореволюционной эмигрантской интеллиген­ции, либо участвовавших в рядах Сопротивления, либо оказывавших помощь СССР другими способами. Почти совершенно не изучена тема коллаборацио­низма среди зарубежной российской интеллигенции, причина которой по­нятна - борьба против большевизма и власти большевиков; и очень мало этим вопросом занимаются наши ученые по отношению к советской интелли­генции, не выделяя её из всего контекста проблемы, которая начала изу­чаться в последние годы.
Сложные процессы в сознании и поведении интеллигенции происходили в 50-е - 70-е гг., включившие в себя новые политические репрессии, грани хрущевской оттепели, диссидентства, борьбы за права человека, включавшие свободу слова, передвижения и выезда из страны, и одновре­менно - идеологическое и профессиональное сотрудничество с властью, участие во всех ее политических и общественных мероприятиях и т.д.
Недовольство диктатом коммунистических идеологем, постоянным ухудшением экономического положения, все большее разобщение общества по номенклатурному признаку привело интеллигенцию в первые ряды борцов за установление демократии в стране. И вновь - интеллигенция, проделы­вая свою разрушительную работу, не получила ничего, кроме анархии и беспредела власти тех, для кого она осуществляла "очистительную" рабо­ту в сознании масс, ориентируя их на общемировые ценности.
Прослеживая изменение "ипостасей" российской интеллигенции круп­ными временными блоками, можно с уверенностью сказать, что самой боль­шой её бедой на всем протяжении ХХ века было неумение объединяться пе­ред лицом грозящих катастроф, незащищенность перед "грядущим хамом", как говорил Дм.Мережковский, амбициозность и нежелание найти точки со­прикосновения в политических дискуссиях ради интересов России и её на­рода, неспособность действовать сообща в условиях страшнейшего из кри­зисов, в которые когда-либо попадала Россия. А попытки призвать интел­лигенцию России к назревшей необходимости объединиться и не дать "стране пропасть" звучат пока лишь как "глас вопиющего в пустыне".
Хотелось бы надеяться, что наступление третьего тысячелетия, ХХ1 века внесут в сознание российской интеллигенции понимание её роли и значимости в дальнейшей судьбе русского народа, сохранении его уни­кальных традиций и великолепных нравственных черт и устоев.
Нам остается лишь надеяться на лучшее, продолжая высокие традиции российской интеллигенции в воспитании будущих специалистов не только как интеллектуалов, но и исторически грамотных, широко образованных людей, отличающихся интеллигентностью ВО ВЛАСТИ, заботой о своем наро­де и интересах государства, ибо во все времена российскую интеллиген­цию характеризовало понимание важности для России именно её государст­венности. История, более чем тысячелетнего её развития, тому свидете­льство .
Hosted by uCoz