Ершова Э.Б.
Из истории благотворительных учреждений
России второй половины Х1Х в.
Крестьянская реформа 1861 г. привела к возникновению условий для свободного занятия проституцией, так как определенная часть крестьянства, получив личную свободу, не смогла закрепиться на земле и, распродав свое имущество, переехала в города, которые не были приспособлены для приема и устройства огромной массы лично свободных людей, не могли предоставить им рабочие места. Не имея средств для открытия своего дела, покупки дома, не имея возможности найти работу, девушки из таких семей оказались бы на панели. По свидетельству В.П. Окорокова, занимавшегося в конце Х1Х в. изучением данного вопроса, проституция в России приняла форму «промышленных предприятий, где эксплуатировали разврат» и где зачастую оказывались проданные своими родителями молодые девушки .
Развитие этого «промысла» привело в ужас российское образованное общество и по примеру Запада в России стали создаваться филантропические общества, задавшиеся целью спасать и возвращать к честной жизни «падших девушек». В 1866 г. для перевоспитания и обучения грамоте и профессии «жертв разврата» был открыт приют Св.Марии Магдалины в Москве, куда они часто попадали после лечения в городских больницах. Самой популярной в этом плане была Мясницкая городская больница. Между приютом и этой больницей, куда поступало на излечение большинство заболевших проституток, установилась тесная связь и сотрудничество по духовному влиянию на них с целью вернуть их к нормальной жизни. Наряду с выздоровевшими девушками в приют поступали и несоврешеннолетние девочки, направленные туда полицией, а также девочки, которых туда помещали родственники, отчаявшиеся помочь найти им «праведный» путь. Персонал больницы взял на себя миссию убеждения девушк в необходимости их возврата к честному труду и отказа от занятия «позорным ремеслом». По всей вероятности, такая пропагандистская деятельность принесла свои плоды, так как с первых же лет число девушек, пожелавших поселиться в приюте Св. Марии Магдалины превысило число штатных мест приюта. В связи с этим приют был вынужден отказывать многим из тех, кто стремился поселиться там ради возвращения к «порядочной» жизни.
В 80-е г., видя безвыходное положения приюта из-за недостатака мест для желавших там поселиться, врачи Мясницкой больницы организовали своего рода фонд помощи приюту. На средства фонда они открыли такое же учреждение при своей больнице. За 20 лет своего существования приют Св. Марии оказал помощь лишь 200 девушкам. В этот фонд помощи или «спасения» входили 40 человек, оказывавших благотворительную помощь. Одну половину средств, поступавших от благотворителей, общество ежегодно отчисляло в основной капитал, целью и задачей которого было открытие и содержание в будущем новых приютов. Вторая половина шла на выдачу пособий женщинам, находившимся в крайне бедственном поло-жении при выходе из больницы, но не попадавшим в приют по разным причинам, но чаще всего из-за недостатка мест.
В самом приюте жизнь была организована достаточно строго. В распорядок дня входили утренние и вечерние молитвы, обучение грамоте тех, кто не имел никакого образования, обучение ремеслу, чтобы у них была возможность честного заработка на свое содержание.
Это была, безусловно, высокогуманная деятельность подобных благотворительных обществ, хотя решить до конца проблему обеспечения приютом всех желавших они не могли.так же, как не в состоянии были ликвидировать проституцию, И дело было не только в том, что не хватало средств, а еще и потому, что там, где есть «спрос и предложение», всегда будет и «товар». Таким «товаром» были девушки и не все из них стремились обрести другую, более нравственную жизнь. Об этом свидетельствует и современная ситуация рубежа ХХ - ХХ1 вв., когда общество не может решить вопрос - признать или не признавать открыто проституцию, открыть или не открывать официально дома терпимости, так как нелегально они продолжали существовать всегда.
В разряд благотворительных учреждений во второй половине Х1Х - начале ХХ вв. входили также артели и дома трудовой помощи, приюты и дома трудолюбия, работние дома, столовые и т.д.
Правительством было принято Положение о Попечительстве, в соответствии с которым в структуру дома трудолюбия должны были входить мастерские или «организованная внешняя работа»; общежитие (интренат), или своего рода ночлежный приют и столовая, посредническая контора по трудоустройству. Это был так называемый простой дом трудолюбия, который в ходе своего развития превращались в сложные, куда могли входить и входили ясли для малолетних детей, трудовые «убежища» для подростков, конторы для регистрации нуждающихся в работе, жилом помещении, чайная, богадельня, школа для неграмотных, курсы для получения профессии, например, белошвейки или ремонта и пошива обуви, столяра, краснодеревщика и т. д. 2
Были также трудовые пункты в виде мастерских, куда приходили те, кто получил какой - либо заказ на работу и, не имея собственных средств производства, достаточно оборудованного помещения, выполнял её в этих мастерских.
Воспитательно - исправительный характер носили дома трудолюбия типа Евангелического дома трудолюбия в Санкт-Петербурге, задачей которых было не только предоставление возможности заработка обращающимся туда безработным, но и нравственно - духовное воздействие на этих людей в целях их перевоспитания и исправления. В таких домах устанавливалась еще более жесткая дисциплина и относительно суровый режим, нарушение которого грозило лишением пристанища и любой другой помощи.
Наряду с такими работными домами существовали заведения, предназначенные для заключения в них по особым приговорам на принудительный труд профессиональных нищих и бродяг. В число таких учреждений входили и артели трудовой помощи. Таким учреждением была Ярославская артель, организованная губернатором и обществом для местных «босяков и зимогоров». Все поступавшие в артель обязаны были выполнять указанную им работу. Срок пребывания ограничивался тремя месяцами и до окончания этого срока никто заработка на руки не получал.
Таким образом, анализ некоторых существующих источников позволяет сделать вывод о том, что во второй половине Х1Х-начале ХХ вв. стала развиваться разносторонняя помощь по отношению к неимущим, беднякам, «падшим девушкам», детям и старикам. В своей деятельности благотворительные учреждения и общества несли заряд нравственно-духовного воспитания, приобщения тех, кто находился там, к духовным ценностям, тадиционным для России.
Примечания:
1. Окороков В.П. Возвращение к честному труду падших девушек.Сфера деятельности учреждений Святой Марии Магдалины в Москве. М., 1888. С.1-10,64-65.
2 Сб. сведений по состоящему под августейшим покровительством Её Величества Госуда-рыни Императрицы Александры Федоровны Попечительству о домах трудолюбия и работ-ных домах. Вып. 1. СПб.,1904. С.206-214.
Hosted by uCoz