Э.Б.Ершова
ДУХОВНЫЕ ИСКАНИЯ РОССИЙСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ ХХ веке: ОТ РАДИКАЛИЗМА К ЭВОЛЮЦИИ.
К началу ХХ века в России сформировался устойчивый слой интелли­генции самой различной профессиональной направленности: военной, худо­жественной, технической, медицинской, научной, судебно-правовой, чи­новничьей, учительской и т.д. Несмотря на то, что по подсчетам некото­рых ученых она составляла всего лишь 2,7% от общего числа населения, интеллигенция оказывала огромное влияние на общество своими взглядами, своими попытками найти пути преобразования России. Поэтому помимо сво­ей профессиональной деятельности российская интеллигенция постоянно искала смысл своей жизни, пути изменения положения народа, освобожде­ния его от суеверий, давления власти, обретения им общей, правовой и политической культуры, свободы слова, совести, собраний, т.е. обрете­ния условий, соответствовавших человеческой цивилизации в современном понятии ХХ века.
В её духовных исканиях можно увидеть три направления:
- поиски средств и методов выражения своей индивидуальности - в худо­жественном творчестве поиск отражения собственных взглядов на мир; в других видах иногда стремление говорить не только от себя, но и от имени определенной группы населения, хотя зачастую не имея на это пол­номочий и даже не осознавая - от чьего имени они выступают - главное это пробудить самосознание народных масс и заставить поверить их в искренность и желание добра представителей этого направления;
- второе направление духовных исканий больше относится к центристским тенденциям, сформировавшимся в результате поисков концепции медленного продвижения российского общества по пути прогресса. Это в большей сте­пени было характерно для либералов, стоявших между традиционалистами и радикалами; они постоянно сомневались в правильности проповедуемых ими идей;
- третье направление выражено в восприятии утопий, прогнозировавших лучшее будущее для человечества вообще, и для России, в частности, достигаемого путем революционных потрясений. Сторонники этого направ­ления отличались меньшими сомнениями в истинности избранного ими пути. И даже тогда, когда он приводил общество в тупик, радикалы не могли полностью отказаться от своей веры в "прогресс", достигаемый бурными потрясениями всего общества. Они и по сей день продолжают эксперимен­тировать независимо от уровня человеческих жертв и трагедий.
В течение всего ХХ века российская интеллигенция мечется между этими направлениями, бесконца то виня себя во всех бедах страны, то вновь поднимая на щит те или иные идеи общественного возрождения. Сви­детельством тому статьи видных философов и ученых начала ХХ в. в сбор­никах "Вехи", "Из глубины", " Смена вех", работы И.Ильина, В.Флоренс­кого и многих других. А в более поздние времена - выступления А.Д.Са­харова, А.И.Солженицына и т.д.
Результатом нравственных и духовных поисков интеллигенции стала её разобщенность, позволявшая всевозможным силам, власть имущим, стал­кивать различные группы интеллигенции лбами, бороться друг против дру­га, обличать в предательстве интересов народа, а в некоторые десятиле­тия при использовании властью этих споров в качестве повода - исчезать в небытие. Своими жизнями платила интеллигенция за нежелание понимать стремления тех, кто приходил к власти на волне разрушительной деятель­ности интеллигенции, будировавшей постоянно в массах недовольство су­ществующими порядками.
Искания творческой интеллигенци отражались в её произведениях - художественных полотнах, кинофильмах, театральных постановках, скуль­птуре, литературных произведениях, архитектуре и т.д. Мыслители оста­вили нам в наследство большое количество своих работ, полных рассужде­ний о месте и роли России в мировом сообществе и сосбственной судь­бе.На долгие десятилетия хватило и еще хватит размышлений на проблемы их точек зрения, взглядов, условий их формирований, причин изменения и многого другого. Стремление понять искания интеллигенции начала века могут привести нас к пониманию её позиций в предверии ХХ I столетия или иначе - третьего тысячелетия.
Современная интеллигенция конца ХХ века более прагматична. Среди людей, имеющих высшее образование, редко можно услышать рассуждения о том, насколько верны пути развития России на пороге третьего тысячеле­тия, все больше идут поиски "Кто виноват?" и "Что делать?", вплоть до сатириков и юмористов. Старую интеллигенцию обвиняют в её нерешитель­ности, а новую - в незнании ситуации и неумении пользоваться плодами своей пропагандистской, разрушительной деятельности.
Однако большая часть нынешней интеллигенции четко понимает, что радикализм приносит больше вреда, чем эволюционный путь, хотя и мед­ленный, но более верный. При этом преобладает мнение среди интеллиген­ции, её определенной части, что этот путь возможен лишь с помощью ми­рового сообщества. Такие настроения рождают у одних иждивенческие настроения, у других - желание полностью разоружиться и ждать милос­тей, что из развала, в который она сама себя загнала по причине неуме­ния руководства страны прогнозировать последствия собственной деятель­ности, её вытащит "дядя Сэм"; у третьих - опасения превратиться в третьеразрядную страну в качестве рынка сырья, дешевой рабочей силы и рынка сбыта низкопробной продукции иностранный фирм и производителей.
Другая часть интеллигенции считает, что Россия может справиться со своими бедами сама, и должна это сделать, ибо ведущим государствам ми­ра сильная Россия не нужна. Последние события в Югославии все больше подтверждают правоту таких точек зрения.
Горячие дебаты по вопросам продвижения России вперед происходят во всех средствах массовой информации. И та же, что и в начале века, непримиримость у одних, попытки увещевания другими, а власть - у третьих, далеко не интеллигентных людей, но зато пробивных, помнящих о своих личных интересах, и попирающих не только нравственные, чисто че­ловеческие правила жизни, но и государственные законы.
Многие представители современной интеллигенции забыли о корнях своего происхождения и их поиск духовных ценностей часто носит более прагматичный характер, ибо они осознают, что их успех во все большей степени зависит от понимания сложных условий и своевременной перест­ройки своих взглядов. Другим проявлением отрыва от корней интеллиген­ции стало неприятие современной действительности и уход как бы в свой внутренний мир, в решение простых бытовых проблем и более высоких ду­ховных потенций, которые (по мнению таких личностей), востребованы бу­дут в третьем тысячелетии, когда в мире настанет гармония.
Разочарование своей разрушительной деятельности 60-х-80-х гг. ХХ века, однако, не приводит такую интеллигенцию в тупик, несмотря на все увеличивающийся скептицизм общества, и в тоже время не усиливает их радикальности. Чаще всего они вновь и вновь стремятся вернуться к вере в "прогресс", который должен привести Россию в число цивилизованных стран.
К числу наиболее трезвой части интеллигенции, способной на духов­ные искания, можно отнести представителей чиновничества, управленчес­кие функции которого ежедневно сталкиваются с механизмами действия постоянно усложняющегося общества в переходный период.
Политическая, военная, промышленная, финансовая, научная элита находится в положении, позволяющим видеть ситуацию в стране во всей её сложности, многообразии и многочисленности связей разных сторон. И в этом случае духовные искания имеют тенденцию влияния непосредственно на события, то есть - его положение побуждает к активному воздействию на действительность. Это требует от них принятия немедленно решения, не всегда точно соответствующего ожиданиям народа, хотя радикализм его действий не отражает сущности собственных идейных и нравственных устоев.
Все кратко вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что в конце ХХ века степень духовных исканий интеллигенции имеет высокую амплитуду - от крайне радикальных, носителей которых скорее можно от­нести к маргинальным слоям интеллигенции, до тех, кто все больше скло­няется к идее - дать России возможность идти своим путем без давления на неё сил извне. Это не означает, что в России нет слоя интеллиген­ции, которая хотела бы совместить западные образцы развития общества с особенностями нашей евроазиатской части восточного полушария Земли, но вся проблема в том, как это сделать, как внедрить в сознание народа политическую и правовую культуру, как научить его широкой демократии и умению выбирать власть, соответствующую ожиданиям? Возможен ли такой идеальный вариант для России, если его нет и на Западе?
В борьбе этих сил прослеживаются уровень культуры и пути, которы­ми интеллигенция стремится достичь ключевых позиций в обществе. От то­го, какая интеллигенция займет ведущее положение в управленческих структурах государства, будут установлены духовные образцы и для об­щества в целом, которые со временем трансформируются в устойчивую тра­дицию. Традиция же приобщения к культуре политической, правововй не позволит преобладать радикализму, хотя в тоже время не приведет и к неизменности норм и идей. Понимание логического прогрессивного разви­тия общества должно привести интеллигенцию к пониманию необходимости единых действий, направленных на поиск механизмов, далеких от кровавых потерь и трагических развязок.
Hosted by uCoz