Ершова Э.Б.
ИЗ ИСТОРИИ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
В ПОРЕФОРМЕННЫЙ ПЕРИОД.
Благотворительность православной церкви уходит своими корнями в глубь веков, ко времени принятия христианства в Древней Руси. Своей благотворительностью из первых русских князей славились Владимир Ясное Солнышко и Владимир Мономах, который в своем завещании назвал помощь бедным людям главной обязанностью христианства и богатых христиан.
В средние века государство не могло взять на себя опеку над бед­ными, больными и юродивыми и потому в этот период благотворительными делами занималась церковь. Монастыри являлись прибежищем и естествен­ной опорой для несчастных людей. Государство в этом случае могло лишь выделить монастырям землю для оборудования слобод для паломников и ни­щих. Именно тогда нищенство на Руси приобрело вид законного заработка хлеба насущного и не было постыдным, в то время как на Западе формиро­вались взгляды уважения к любому труду, но не попрошайничеству.
И до ХIХ века благотворительность православной церкви и прихожан имела форму кормления нищих при церквях, монастырях и подаяния деньга­ми тем, кто приходил молиться. И только в ХIХ в. благотворительность стала приобретать другое, более высокое и циыилизационное содержание.
Для самой церкви тогда благотворительность имела гораздо большее значение, чем это может показаться на первый взгляд. По созданной еще в средние века теории она фактически оправдывала существование монас­тырей, передачу в их пользование земли, денежных средств и т.д. Это позволяло церкви строить и открывать богадельни, дома призрения ста­рых, больниц, школ для детей, мастерских для неимущих. Особенно подоб­ная деятельность получила свое распространение в прошлом столетии.
Так, в 1819 г. при церкви Св.Живоначальной троицы в Санкт-Петер­бурге была открыта богадельня, первыми жителями её стали семь преста­релых женщин. Содержались они за счет светских благотворителей. Эту богадельню взяла под свое покровительство Великая княгиня Елена Пав­ловна. Она же дала разрешение на постройку нового богадельного дома в Ораниенбауме, в котором к 1 декабря 1963 г. содержалось уже 48 женщин.
Иоанн Кронштадский в 1872 г. добился учреждения в Кронштдте брат­ства Св.Андрея, которое на пожертвования построило Дом Трудолюбия. К 1902 г. братством было трудоустроено 1500 человек.
Другой формой церковной благотворительности стала деятельность попечительских советов, создававшихся при церковных приходах. В Москве она начала развиваться с 1863 г. и за 20 лет было открыто 29 приходс­ких попечительств, тесно сотрудничавших с властью. Так, Московская Го­родская Дума постоянно организовывала продажу хлеба чере попечительст­ва бедным по низкой цене, раздавали денежные пособия, одежду и т.д.
По указу Московской консистории в 1868 г. был открыт Попечитель­ский Совет о приходских бедных при Николо-Ваганьковской церкви, кото­рый содержал на свои средства приют для 14 прес т арелых женщин и 4 вдов с детьми, а также приходское двухклассное женское училище, где обуча­лось 35 девочек - дочерей самых бедных прихожан церкви. Совет следил за порядком в жилых помещениях, отоплением и снабжением их хлебом.
23 января 1877 г. в Зарядье при Николо-Москворецком приходе было учреждено попечительский Совет для пяти приходов: Николо-Москворецко­го, Николо-Мокринского, Варваринского, Максимовского и Покровского на Варварке. Попечительский Совет был создан на средства неизвестного благотворителя, приславшего анонимно священнику Николо-Москворецкой церкви А.И.Тихомирову четыре банковских билета, что по тому времени составляло большую сумму денег. В течение восьми лет существования этого Попечительского Совета постоянно оказывалась помощь 14 беднякам, среди которых были вдовы с детьми и слепая девушка.
В приходской школе Голутвинской церкви обучались 40 мальчиков - детей рабочих Голутвинской мануфактуры. Совет при церкви также вносил деньги за обучение сына бедного мещанина в Донском духовной училище, за мальчика, обучавшегося в железнодорожном училище и за содержание в приюте дочери вдовы, проживавшей на территории этого прихода. Кроме этого, средствами попечителей церковь оплачивала лекарства, погребения бедных, свадьбы, т.е. старалась помочь всем, кто в этом остро нуждался.
С 1879 г. общеизвестным в России стал Александро-Мариинский Дом Призрения, созданный при Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. В его струк­туре были богадельня, больница, амбулатория для приема больных, женский странноприемный дом, Филаретовское училище для девочек и училище для мальчиков. С первого дня открытия в богадельню было принято 5 жен­щин, в больницу помещено 304 чел., амбулаторию за два года посетило
2.822 заболевших посетителя Лавры, а в странноприемном доме переноче­вало 85.000 паломниц.К 1 января 1879 г. в Филаретовском училище числи­лось 67 девочек, а в училище для мальчиков - 111 чел.
За четверть века существования этого дома в богадельне постоянно проживало 62-65 женщин, Смертность там за это время составила 125 чел. В больнице пролечились 3.852 женщины, из них умерло 297. В амбулатории было принято за 25 лет 65.456 чел.,а в странноприемном доме- 1.053.806 паломников. За этот же период в Филаретовском училище обучалось 2.754 девочки, хотя полный курс закончили только 167. В училище для мальчи­ков занималось в эти годы 2.678, а закончили - 202. Связано это было, прежде всего с условиями жизни приходских детей, родители которых не имели достаточно средств для их обучения. Тем более это было трудно для приютских детей, также обучавшихся в этих училищах, ибо им прихо­дилось думать о куске хлеба. К сожалению, в архивах нет данных, что же стало с теми детьми, которые ушли в жизнь, не окончив полного курса церковно-приходских трудовых училищ. Одно ясно, что начальное образо­вание они получили, а по тому времени и это было великим достижением.
Безусловно, для страны с населением в 150 млн. чел. один такой Дом призрения не решал всех проблем, но в то же время помогал как и кому мог по своим возможностям.
В 1880 г. в Москве действовало 10 тысяч церковно-приходских попе­чительств. В мае того же года состоялся съезд уполномоченных приходс­ких благотворительных обществ, на котором был поднят вопрос об искоре­нении нищенства в России, как явления, подрывающего основу обществен­ной жизни и создающего слой люмпенов, нахлебников общества, не прино­сящих никакой пользы государству. Тогда же было обращено внимание на состояние приютов для детей и бедняков. По мнению некоторых участников съезда, приюты приносили больше вреда, чем пользы, так как "они изне­живали своих питомцев", не учили какой-либо специальности, и тем самым способствовали тунеядству. Для разработки ряда вопросов, куда входили и указанные выше, съезд избрал комиссию с несколькими подкомиссиями.
Система приходских попечительств прижилась в России в ХIХ веке наиболее прочно и широко. Основанием такой прочноости, скорее всего, служили исконно русская психология, менталитет нации, складывавшиеся столетиями, ибо Россия на протяжении веков была крестьянской страной с общинноыми настроениями, и важнейшей чертой её способа ведения хозяйс­тва была взаимопомощь внутри общины или "мира". Форма приходского сою­за была особенно удачна тем, что в ней легко находила отклик любая потребность в частных нуждах, и она довольно органично подстраивалась под местные условия и особенности.
Т.о. в ХIХ в. церковная благотворительность была довольно разно­образной: от о рганизации бесплатных обедов, выдачи хлеба, денежных по­собий, одежды до строительства богаделен, открытия Домов призрения, больниц, сборов пожертвований в пользу бедных, нищих и больных.
Hosted by uCoz