Ершова Э.Б.
ЦЕНА ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ ЗА ДУХОВНЫЕ ПОИСКИ ПУТЕЙ
РЕФОРМИРОВАНИЯ РОССИИ.
Передовым и мыслящим людям России с начала Х I Х в. не давала покоя мысль о необходимости реформирования своего государства и общества. Самые отважные из них оказались на Сенатской площади в декабре 1825 г., а в результате - каторга, повешение пятерых, ссылки, Кавказский фронт.
За ними вслед забил в "Колокол" А.Герцен, попытавшийся своей "Полярной звездой" призвать Русь к крестьянскому топору. Но и он, и другие его соратники умерли в изгнании.
Поиски путей изменения российской действительности привели к возникновению в 30-е г. славянофильства и западничества. Считая это интеллигентским бредом, Николай I позволил им тешиться мыслью о возможности отмены крепостного права и вхождения России в число цивилизованных государств Запада либо своим особым путем, либо перенимая и внедряя в российскую жизнь лучшее из опыта европейских стран.
Но это оказалось лишь благими намерениями. Недомыслие и недопонимание самодержавием острейших проблем России привели к раликализации взглядов формирующейся интеллигенции, вылившееся вначале в революционный демократизм, а затем в народничество, стремившейся обрести опору в крестьянстве. Цена их исканий - гражданская казнь Н.Чернышевского, заключение Ф.Достоевского, разгром польского
восстания, тюрьмы и ссылки для народников.
Однако со временем стало ясно, что нужны другие пути пробуждения сознания народа и революционный демократизм, революционное народничество перешло, с одной стороны, в более мягкие формы либерального толка, надеевшееся на постепенно совершаемые реформы, при помощи которых все российские проблемы будут решены.А с другой стороны,
- признание главным методом борьбы с самодержавием - террор против императорской семьи и её окружения. Чем же заканчивались эти противоправные действия? Результаты общеизвестны: вновь тюрьмы, ссылки, расстрелы и повешение лучших по своему интеллекту представителей российского общества, невидевших иного пути к лучшей жизни народов России.
Не все они выдерживали то, что выпадало на их долю. Кто-то переосмысливал все происшедшее и возвращался в лоно обывательской жизни, отказываясь от духовных исканий, принимая российскую действительность такой, как она есть.
Другие же продолжали свои поиски. Появившийся на Западе марксизм с его ориентацией на новый класс капиталистического общества-пролета­риат, обратил внимание революционно-настроенной интеллигенции на моло­дой российский рабочий класс без учета того, что его основная масса была неграмотной, отсталой в правовом, политическом и общекультурном отношении по сравнению с западноевропейским пролетариатом.
Понимая социальную, политическую и правовую безысходность России в условиях самодержавия, интеллигенция решилась на поддержку первой русской революции, но увидев масштабы этого бунта, в крови потопленно­го стремления к свободе, попыталась в "Вехах" и других социально-фило­софских трактатах внушить обществу и своим радикально настроенным коллегам мысль о бесперспективности такого пути, взамен которого пред­лагался эволюционный путь реформ, медленных, но не кровавых.
Однако глас наиболее разумных провидцев-интеллигентов прозвучал как глас вопиющего в пустыне. Леворадикальные силы почувствовали вкус крови и стали готовиться к новым битвам. К тому же они сочли слабостью самодержавия Манифест 17 октября 1905 г., даровавший свободу слова, печати, собраний, совести и т.д. К сожалению, в этой подготовке участ­вовали многие лучшие представители российской интеллигенции, не ведая, что готовят себе в недалеком будущем.
Расплата пришла в конце 20-х - 30-е годы: либо исход в эмиграцию большей части талантливой интеллигенции различной профессиональной направленности - военной, технической, художественной, научной и т.д.; либо путь к сотрудничеству с новой властью ради сохранения Родины и своих профессиональных интересов; либо пассивного сопротивления нас­туплению однопартийной системы. Безусловно, все было гораздо сложнее, чем можно это движение души определить на словах.
И вновь духовные искания как старой, так и новой, нарождавшейся интеллигенции, воспринимавшей все лучшее от высоконравственной дорево­люционной интеллигенции. Отсюда - попытки ухода в науку, творчество от страшной действительности сталинского режима. И тогда настало время Голгофы для большего числа образованных людей, хотя репрессии не обош­ли и рабочих, и крестьян. Но эта цена была несоизмерима с потерями ца­рского времени, ибо тюрьмы и ссылки до революции показались бы раем по сравнению со сталинским ГУЛАГом.
И только надежда на то, что рано или поздно диктатор уйдет со сцены, что изменится общественно-политическая обстановка и тогда ин­теллигенция по-праву займет подобающее ей положение и поведет народ к "светлому будущему" на правовой основе.
Да вот беда российской интеллигенции: все её сомнения, духовные и нравственные искания, подготавливашие почву для создания цивилизован­ного государства, приводили к власти маргинальных личностей, отбрасы­вавших интеллигенцию на уровень нищенского существования, на обочину дороги, по которой они рвались к разделу и переделу сфер влияния, на­ционального богатства России.
И всегда, во все времена, российская интеллигенция оказывалась распятой на кресте своих духовных исканий, результатом которых она са­ма зачастую не могла воспользоваться по той причине, что постоянно сомневалась в истинности и правильности своих поисков путей реформиро­вания Родины, за что и платила в течение двух столетий великую цену своей жизнью.
Hosted by uCoz