Э.Б.Ершова
ТРУДОВА Я БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ ВЫСШИХ СЛОЕВ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА НА РУБЕЖЕ ХIХ - ХХ веков.
 
Долгие столетия благотворительностью в России в основном занима­лась церковь, так как государство до ХIХ в. фактически не имело средств и возможностей самому оказывать помощь беднейшим слоям населе­ния. И только в начале ХIХ в. оказанием благотворительности начали за­ниматься впервые члены императорской семьи, в частности, жена Павла I империатрица Мария Федоровна, а затем Елизавета Алексеевна-жена Алек­сандра I, и позднее Великая княгиня Елена Павловна, империатрица Алек­сандра Федоровна - жена Николая П основали особую канцелярию по попе­чительским делам. Их благотворительность заключалась не в раздаче по­даяния, хлеба, одежды и других материальных благ, а в создании трудо­вых домов для людей разных сословий, оказавшихся на грани нищеты, или школ, домов призрения, больниц для сирот, одиноких стариков, падших женщин и т.д. Эта деятельность и подразумевается под понятием "трудо­вая благотворительность". Примеру императорской семьи последовали и многие представители российской дворянской элиты и купечества.
Так, во время Отечественной войны 1812 г. в Санкт-Петербурге действовало "Патриотическое общество под покровительством Государыни Империатрицы Елисаветы Алексеевны", которое оказывало помощь семьям, пострадавшим от нашествия Наполеона, потерявшим кормильца. Общество открыло Дом призрения для вдов участников войны, которые занимались вязанием шерстяных чулок для солдат, шитьем для них белья и другой ра­ботой. Тем самым женщины, как бы, зарабатывали на свое существование.
После проведения Александром П реформ трудовой благотворительно­стью занялись городские и земские собрания и управы.
В 1860-х г. в Москве возникло небольшое благотворительное общест­во, поставившее перед собой цель спасение и возвращение к честной тру­довой жизни проституток. Это был отголосок филантропической деятель­ности, возникшей в это время на Западе, где в печати был поднят вопрос о несчастных девушках, продаваемых в публичные дома своими родителями. Московское общество занялось перевоспитанием нескольких своих питомиц, а в 1866 г. для обучения грамоте и какой-либо профессии жертв разврата был открыт приют Св.Марии Магдалины. Этот приют сразу же установил связь с Мясницкой городской больницей, куда поступало большинство за­болевших проституток. Медперсонал больницы не только лечил их, но и убеждал порвать со своей позорной профессией и предлагал им поселиться в приюте Св.Марии Магдалины. Первые же результаты не преминули ска­заться: желающих возвратиться к честному труду оказалось больше, чем мест в приюте. В первые 20 лет своего существования этот приют помог более, чем 200 девушкам, 40 из которых были фактически на иждивении благотворителей. Члены общества Св.Марии Магдалины создали свой фонд, часть средств которого шли на нужды приюта, а вторая половина выделя­лась тем девушкам, которые, выходя из больницы, находились в крайне бедственном положении.
В "Сборнике сведений по состоящему под Августейшим покровительст­вом Её Величества Государыни Империатрицы Александры Федоровны Попечи­тельству о домах трудолюбия и работных домах" (Вып.1,СПб,1904 г.,с.206-214) даны материалы по трем группам учреждений трудовой помо­щи: 1) общества и кружки, содержащие учреждения для трудового призре­ния, т.е. дома трудолюбия различных типов, трудовые пункты, лечеб­но-продовольственные пункты, детские ясли, ночлежные дома, столовые и другие организации помощи неимущим;
2) общества и кружки, создаваемые с исправительными и воспита­тельными целями: лечебницы для алкоголиков, детские приюты типа Оль­гинских приютов трудолюбия, где детей учат профессии и грамоте. Сюда же относятся учреждения, куда добровольно идут падшие люди и они при­нимают на себя обязанность строго выполнять режим данного Дома, спо­собствуя тем самым исправлению своих недостатков;
3) общества и кружки, содержавшие учреждения предупредительной трудовой помощи: учебно-показательные мастерские, кассы трудовой помо­щи, склады изделий, материалов и орудий производства, посреднические организации по предоставлению работы и занятий разного вида (своего рода - биржи труда).
В структ у ру домов трудолюбия входили: общежитие (интернат) или ночлежный дом, столовая, мастерские или помещения для работы, контора, занимавшаяся поиском рабочих мест для проживавших в этих домах людей. Это считался простой дом трудолюбия. В состав сложного дома входили еще ясли для детей, чайная, богадельня, школа, курсы и так называемые "Трудовые убежища для подростков". Так, Ольгинские детские приюты тру­долюбия предназначались для беспризорных и бездомных детей, которых там не только кормили, но и обучали грамоте, ремеслу, черчению и рисо­ванию, что выделялось уставом приюта особо. Труд детей в мастерских не оплачивался, т.к. считалось, что на их содержание уходило больше средств, чем дети могли заработать. В Ольгинских приютах дети клеили бумажные мешки, расщепляли канаты, мотали нитки и т.д. Но постепенно эти приюты перешли к другому типу учреждений - учебным мастерским, где детей обучали более современным ремеслам - токарному, слесарному и де­ревообрабатывающему делу,
В начале ХХ в. российская общественность была озадачена тем, что существовавшие Дома призрения, трудолюбия и т.д. не могли справиться с растущим злом - нищетой населения и падением нравов, особенно среди детей, лица которых то и дело мелькали в водовороте пьяного загула и в грязи ночлежек. С целью решения этой проблемы по инициативе фрейлины Империатрицы Т.С.Богородицкой в октябре 1902 г. было учреждено новое "Попечительское общество об убежищах для беспризорных девочек". Его деятельность осуществлялась лишь на пожертвования учредителей и добро­вольных благотворителей.Сначала туда принимали девочек от 7 до 12 лет, а потом все пришли к выводу, что спасение надо начинать с 2-3-х летних детей и содержать до совершеннолетия либо до выхода их замуж. Учитывая плохие жизненные условия до принятия их в убежище, детей сначала изле­чивали от разных болезней, а затем проводили воспитательную работу и обучение. Летом детей этого общества вывозили на дачу для их оздоров­ления. Занятия проводились ежедневно и были разнообразными. В обяза­тельную программу входили предметы: Закон Божий, русский язык, арифме­тика, гимнастика. пение и различные игры. В воскресные и праздничные дни все дети посещали близлежащую церковь.
В 1903 г."Дамским благотворительным кружком по устройству и суще­ствованию народной дешевой столовой", состоявшей в ведении поневежско­го комитета "Попечительства о народной трезвости" Ковенской губернии была открыта столовая для бедных всех вероисповеданий, в частности - православных и иудеев, в соответствии с их обычаями. Инициатива её создания принадлежала фрейлине Её императорского Величества Александры Федоровны С.Ф.Фридрихсон, которую поддержало и местное общество.Для сбора первоначальных средств они провели благотворительные ярмарку и бал. Местная интеллигенция предложила свои услуги: адвокаты обязались давать советы по ведению судных дел, а врачи - оказывать медицинскую помощь.
В первые годы ХХ в. в С-Петербурге была открыта "П е рвая детская столовая Литейно-Рождественского отдела общества попечения о бедных и больных детях, состоящего под покровительством Её императорского высо­чества Великой княгини Елисаветы Маврикиевны", при которой было трудо­вое убежище для детей. Девочки занимались рукоделием, а мальчики - п е реплетением книг, черчением, столярным мастерством, выжиганием и вы­резанием по дереву. В швейной мастерской девочек обучали шитью белья и платья. Лето они проводили на даче, где приобщались и к сельскому тру­ду.
Таковы были попытки высшего общества искоренить язвы низов, не понимая причин их существования и не видя путей радикального их изме­нения, хотя и эта малость позволяет нам сегодня говорить о существова­нии опыта борьбы на рубеже ХIХ-ХХ вв. с нищетой, проституцией, в том числе и детской, а также с проблемами беспризорных и бездомных людей и детей, причем со стороны великосветского общества, его элиты.
Думается, что за годы Советской власти мы преуспели в б орьбе про­тив многих этих язв, а кое-что тогда ушло в подполье и стало нелегаль­ным, как, например, проституция, но с п ереходом к рыночной экономике старые язвы рубежа столетий возвратились, а вот о трудовой благотвори­тельности общества, государства, а тем более богатых членов нашего российского общества, говорить пока не приходится. Все надежда о бедневших слоев населения возлагаются вновь на государство, которое пока не решило своих исконных задач и не готово к решению проблем обездолен­ных людей.
Hosted by uCoz