Э.Б.Ершова
СИСТЕМА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ.
(к постановке проблемы)
Долгие десятилетия советского периода было принято считать, что система художественного образования в России была создана лишь в годы Советской власти, а до того существовали отдельные учебные заведения типа Императорской Академии художеств, школьных классов при Мариинском и Большом оперных театрах, консерваторий, открытых в Х1Х веке. При чем о их деятельности говорилось лишь с точки зрения служения этих заведений интересам дворянского общества, элиты и идеологии помещичьего государства, отрицались их заслуги в подготовке кадров художников, балерин, музыкантов, композиторов и т.д. Даже наличие выдающейся плеяды представителей российской культуры выдавалось в качестве противовеса существовавшей монархии, то есть они были как бы вопреки государственной политике. Однако ряд новых исследований по этому вопросу свидетельствует, что система светского художественного образования складывалась в России в течение всего ХУШ-Х1Х веко и, конечно, всего ХХ века. Она перживала в этот период взлеты и падения, но всегда шла своим путем, опираясь на национальные традиции. В этой системе можно увидеть несколько уровней художественного образования: сначала подготовка профессионалов -художников, приглашение артистов из-за рубежа, становление русского театра Волкова, создание Канцелярии Императорских театров, становление первых небольших, типа студийных, учебных заведений; второй уровень - это распространение музыкального и художественного образования по примеру западного образа жизни в дворянских семьях, где музыке, пению, живописи обучали как собственных детей, так и талантливых крепостных, составлявших затем труппы крепостных театров или собственных живописных мастерских. Именно эта тема пока еще очень слабо разработана в нашей историографии, хотя примеров даже из жизни известных и малоизвестных деятелей русской культуры более, чем предостаточно.
Так, скульптор второй половины Х1Х в. Марк Антокольский окончил Академию художеств и его скульптурный портрет Ивана Грозного был приобретен Александром II для Эрмитажа. Ученый Совет Академии присвоил ему звание Академика. На Всемирной выставке в Париже он был награжден орденом Почетного легиона за свои работы. Выпускник Российской Академии художеств Юлий Пэн еще в конце Х1Х в. открыл в своем родном Витебске «Школу живописи и рисования», в которой первые свои шаги по живописи получил Марк Шагал.
Открытие Петербургской, а следом - Московской консерватории, музыкальной школы сестер Гнесиных способствовало появлению в России многих известных композиторов и оперных солистов.
Октябрьская революция с её отрицанием прошлого содействовала развалу и разгону Императорской академии художеств, закрытию иконописных школ за ненадобностью в связи с отделением церкви от государства. Однако революция в тоже время вызвала к жизни такое неистовое желание пролетарских масс заниматься искусством, что власть пришла к пониманию необходимости создания системы художественного образования, которое с течением времени заняло определенную нишу в качестве одной из сфер идеологического воспитания масс в духе марксизма-ленинизма, создания «национальной по форме и социалистической по содержанию» пролетарской культуры.
Перед Наркомпросом РСФСР была поставлена задача открытия художественных учебных заведений, среди которых одними из первых стали Витебский художественно-практический институт, созданный М.Шагалом в 1918 г., ВХУТЕМАС в Москве, ВХУТЕИН в Петрограде, и другие. В тоже время, на всей территории России продолжали работать и готовить художественные кадры частные мастерские известных художников, скульпторов Р.Баха, М.Манизера, Е.Лансере и т.д. При оперных и драматических театрах создавались актерские студии. Как, например, была создана студия актера К.Станиславским и В.И. Немировичем-Данченко при театре. В Москве создавались и национальные студии актерского мастерства, как, например, белорусская студия актеров и режиссеров, которая подготовила труппу для Белгостеатра - 2, обосновавшегося в 20-х годах в Витебске. В ходе организации учебных заведений в 20-е г. возникало множество проблем: ощущался недостаток материальной базы, преподавателей необходимой квалификации, мизерные стипендии и заработная плата преподавателей, от случая к случаю выделявшаяся государством. А в годы новой экономической политики все художественные учебные заведения, также, как и в целом вся система образования, была брошена государством на выживание, чего не смогли сделать многие из этих заведений. Только за период с 1922 по 1924 гг. число художественных учебных заведений, студентов и преподавателей в них значительно сократилось: вместо 10 вузов с 6.646 студентами и 2.519 преподавателями, 105 средних специальных учебных заведения с 17.500 учащимися и 2000 преподавателей, имевшимися в 1922 г. в России, осталось к 1925 г. 5 вузов с 492 преподавателями и 4.289 студентами и 75 техникумов с 1.087 преподавателями и 12.700 учащимися, то есть сократилось почти вдвое. На многие учебные заведения влияла борьба различных течений в искусстве. Особенно остро она разгорелась между сторонниками классического и авангардного направлений. Авангардисты считали, что новому революционному государству необходимо только их авангардное искусство, которое предвосхитило революцию и затем продолжило её в новом государстве. Сторонники классического искусства продолжали настаивать на том, что только классика дает самое правильное понимание искусства и в этом плане нив коей мере нельзя отказываться от изучения классики. Подобные дискуссии разводили школы по разным сторонам баррикад. В борьбе за свою точку зрения использовались далеко не цивилизованные методы. Примером может служить обстановка в Витебском художественном институте, где эта борьба привела к противостоянию Юлия Пэна и его ученика М. Шагала вначале, а после его отъезда, мастерской К. Малевича, В. Ермолаевой и их сторонников. Конец этому противостоянию положил отъезд в Ленинград К. Малевича и других его сподвижников.
Таким образом, даже беглый взгляд на историю художественного образования в России, предпринятый нами в этих тезисах, показывает, насколько велики традиции и опыт подготовки самого различного направления художественных кадров только за последние три века, когда русское искусство заняло подобающее ему положение в мировой культуре.
Hosted by uCoz