Ершова Э.Б.
Роль православных монастырей в организации учебных
заведений для бедных слоев населения России в Х1Х в.
 
В переходный период к рыночным отношениям постсоветского общества, когда идет постоянное обнищание основной массы населения и затруднены возможности получения образования в полном его объеме бесплатно, встает вопрос о поисках путей создания и организации таких учебных заведений, которые могли бы дать необходимое образование всем детям, независимо от их социального положения. С этой точки зрения примером может послужить опыт организации начальных училищ и начальных школ при монастырях в Х1Х веке. Будучи центрами наибольшей грамотности особенно в дореформенный период, монастыри брали на себя обязанности оказания как материальной помощи бедным слоям населения России, так и организации обучения не только грамоте, но и каким-либо профессиям.
Такое начальное училище для мальчиков было создано в конце 30-х г. при Свято-Троицкой Сергиевой Лавре в соответствии с указом Светлейшего Правительствующего Синода, который 17 марта 1838 г. утвердил Положение о нем, составленное Московским Митрополитом Филаретом.
В Положении было сказано, что училище учреждается с целью благочестивого и благонравного воспитания детей служителей церкви, приобщения их к православию. Учитывая, что в Сергиевом Посаде не было народного училища, то в Лаврское заведение допускались и дети местных обывателей, преимущественно бедные и сироты. В тоже время, если дети были из местных семей, то они были обязаны приходить в училище в назначенный час под надзором старших из семьи, а в училище находиться под присмотром смотрителя и наставников. В училище предполагалось принимать детей от 8 до 10 лет. Но если были дети слишком больные или увечные, то их принимали, не взирая на возраст и время года. Количество учеников было определно до 100 чел. Прием детей официально заканчивался 1 октября, по окончании полевых и огородных работ. Курс обучения был расчитан на два года, в течение которых дети изучали церковную и гражданскую литературу, чистописание и правописание, Символы веры, десять заповедей Божиих, главнейшие сказания из Священной истории, краткий катехизис и другие предметы. В праздничные дни учащиеся должны были обязательно слущать Божественную Литургию в больничной церкви под руководством приставника, следившего за благоговейным стоянием их в церкви и исполнением молитв. По окончании каждого года дети проходят испытание, о результатах которого затем составляется отчет и через Учрежденный Собор представляется Настоятелю Лавры.
Было продумано все, вплоть до бытовых мелочей. Для училища выделялось приличное, но отдельно расположенное от братских келий помещение с принадлежностями. Ответственным смотрителем училища в нравственном и хозяйственном отношении назначался смотритель странноприемной больницы, находившейся при Лавре, и под руководством Наместника Настоятеля Лавры. Заболевших детей обители разрешалось размещать в эту больницу для лечения. Самых беднейших детей кормили в самой Лавре, а сирот до 12 человек предполагалось разместить на жительство в принадлежавших Лавре зданиях, но находившихся вне самой Лавры.
Учебная литература и пособия выдавались Лаврой. Наствниками были самые способные братья из монахов, проявлявшие прилежание к обучению детей. Расписание занятий и самоподготовки приспосабливалось к обстоятельствам деятельности монастырской обители и самих учащихся.
Митрополит Филарет надеялся, что со стороны служителей монастыря будет проявлено отеческое попечение по отношению к детям, особенно обездоленным сиротам и больным.
По данному Положению училище для мальчиков в Свято-Сергиевой Лавре существовало долгие годы, но наиболее активным периодом в его деятельности были 1879-1904 гг. За 25 лет в его стенах находилось 2676 мальчиков, из которых 1190 были из Дома призрения, созданного Настоятелем Лавры в 1879 г., и 1489 приходских детей из Сергиевого Посада и близлежащих деревень и маленьких городков. Однако курс в училище заканчивали не все по разным причинам, но чаще всего из-за материальной необеспеченности. А Лавра тоже не в силах была обеспечить желающих получить в этом училище, хотя и двухклассоное, но все-таки образование. Так, с 1879 г. по 1903 г. окончили курс всего лишь 202 человека, в том числе 136 из призревавшихся и 66 приходских (1).
Подобные училища существовали при многих крупных монастырях в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и других местах, что свидетельствует о благотворительном характере деятельности православной церкви в те годы. Понятно, что в настоящее время на рубеже веков и даже уже в третьем тысячелетии родители вряд ли будут отдавать своих детей в подобные школы или училища такого типа, ибо церковь отделена от государства и школы.
В тоже время, на наш взгляд, при содействии и сотрудничестве государства и православной церкви могли бы существовать при монастырях как школы, так и помещения для сирот и бездомных детей, которые смогли бы там приобщиться и к делу, и к православию, получая при этом навыки грамотности и профессии. Это было бы благое дело для общества, ибо из таких детей росли бы не будущее пополнение мафиозных структур, а более полноценные граждане государства Российского.
----------------
•  Подсчет автора: Цветков П. Александро-Мариинский Дом Призрения в первые 25 лет существования. Изд. Свято-Троицкая Лавра.1904.С.103-107.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Hosted by uCoz