Ершова Э.Б.
 
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СОЮЗЫ РАБОТНИКОВ ИСКУССТВ РОССИИ В 1918 ГОДУ.
 
Сложившаяся в России ситуация после Февраля 1917 г. привела художественную интеллигенцию к тому, что в интересах защиты своей дея­тельности актеры, музыканты, художники вынуждены были объединиться в профессиональные союзы. Так возникли союзы театральных служащих, акте­ров, оркестрантов, художников и другие. Союзы эти были немногочислен­ными и по началу не связанными между собой. Позднее, весной 1917 г. в Петрограде на базе этих организаций художественная интеллигенция попы­талась объединиться в единый Союз деятелей искусств. Цели и задачи этих организаций были разными по своей сути: если профсоюзы работнтков
искусств стремились защитить всевозможными средствами право деятелей
культуры на творчество, помочь им в обеспечении сносных бытовых усло­вий жизни, получении средств к существованию, то Союз деятелей искусств
стремился определиться прежде всего как независимая от власти органи­зация, которая могла бы взять в свои руки все художественное "устроение
страны"(1). Однако найти какое-либо общее основание для объединения твор­ческая интеллигенция так и не смогла фактически до 1919 г., когда пос­тановлением сверху, административным путем, все союзы работников ис­кусств были объединены во Всероссийский профессиональный союз работни­ков искусств (Всерабис). Однако до объединения все профессиональные союзы действовали самостоятельнои и пытались выработать свою линию действий в условиях гражданской войны.
К сожалению, в советской историографии недостаточно освещена проблема существования и деятельности как самой художествееной интел­лигенции, так и ее союзов в годы гражданской войны, хотя это время бы­ло насыщено значительными событиями. В силу разнородности этих событий на всей территории России различными были и условия выживания деятелей культуры.
Стремление сохранить и обеспечить функциональную деятельность своих членов ощущалось в каждой первичной ячейке профсоюзов рабис. Так, сразу после Октября 1917 г. Минский союз работников искусств ус­пел провести до наступления германских войск 2 общих собрания, 7 засе­даний Временного правления, 16 заседаний Президиума и одну конферен­цию, на которой и были выработаны статус и задачи союза, формы и мето­ды его работы(2). Все это оказалось не простым делом - найти общие точки
соприкосновения, удовлетворявшие всех. Но развернуть свою деятельность
им не удалось в связи с начавшейся оккупацией и гражданской войной.
В то же время в центре, в Москве, шла работа по созданию и форми­рованию союзов деятелей культуры. В июне 1918 г. состоялось заседание Правления Объединенного Центрального Совета профсоюзов работников те­атра и зрелищных мероприятий, на котором выражалось желание содейство­вать созданию рабоче-крестьянского театра(3).
В декабре 1918 г. состоялся Всероссийский съезд союза оркестран­тов, направивший приветствие В.И. Ленину и А.В.Луначарскому с уверением в огромном желании творить на благо мировой революции(4).
В годы гражданской войны профсоюзы рабис нашли себе применение в организации благотворительных концертов и спектаклей для Красной Ар­мии, после которых руководство этих отрядов выделяло определенное ко­личество продуктов для артистов. Это была своего рода оплата за труд.
Проведение благотворительных концертов с последующей оплатой продукта­ми стало широко известно и в союз рабис начался приток деятелей куль­туры, ибо участвовать в таких мероприятиях имели право только лишь члены союза. Политических лозунгов в этот период работники искусств не выдвигали. Вся деятельность первичных организаций союза рабис в 1918 г. сводилась к проведению регистрации деятелей культуры и поисков
работы для своих членов с последующим распределением между ними скуд­ных материальных средств, получаемых от различных первых советских и красноармейских организаций. Союз рабис имел в своем составе самые
различные отделы, в которых люди работали на общественных началах: оргганизационно-инструкторский, культурно-просветительный, охраны тру­да, изыскания средств, учета и рапределения рабочей силы. Помимо отде­лов создавались еще и комиссии: конфликтная, тарифно-расценочная, ху­дожественно-технически совет, а также суды чести.
В начальный период своей деятельности в 1918 г. союз рабис помимо регистрации специалистов старался выполнять и такую функцию как прив­лечение масс к искусству и организацию их художественного воспитания. С этой целью союз открывал музыкальные школы, студии, художественные мастерские, устраивал дискуссии и лекции по вопросам искусства.
Подобные мероприятия убеждали интеллигенцию в том, что Советская власть установилась надолго, что она заинтересована в создании подлин­ного народного искусства и стремится привлечь трудящихся к духовным богатствам, накопленным человечеством.
________________________________
1 Знаменский О.Н. Интеллигенция накануне Великого Октября.Л.1988.С.292,295.
2. ГАРФ. Ф.-Р.-5508, Оп.1, Д 92. Л.15.
3. Там же. Д.3.Л.1.
4. Там же. Д.2.Л.1-2.
Hosted by uCoz