Э.Б. Ершова
 
Власть и средства массовой информации в процессе формирования
гармонических межнациональных отношений в России.
 
Россия исторически на протяжении многих веков складывалась как многонациональное государство. И, если говорить по большому счету, то власть старалась не будировать межнациональные различия и не противопоставлять народы друг другу. В дореволюционное время в основе отношений был больше фактор религиозный, когда главенствующей государственной религией было православие и власть приветствовала принятие народами или отдельными личностями, относившимися к инородцам, православной веры. Общеизвестны факты, когда евреям, желавшим учиться в столичных университетах, предлагалось принять православие. Кроме этого, они могли получить даже высокую государственную должность, если принимали православие. Русификация инородцев как правило включала в себя преподавание в школах, где учились представители разных народов, русского языка, который волей—неволей становился общегосударственным для исполнения законов Государства Российского. Можно привести множество примеров, когда императорская власть привлекала и приближала к себе местную национальную знать, многие имена из которых составили славу Российской империи во время самых различных войн, на дипломатической и государственной службе.
В дореволюционной России, несмотря на создание объединений и партий черносотенцев, национальная рознь возникала не по линии государства, а чаще всего на бытовом уровне, в результате наличия социально—экономических проблем, как это было в 60-80-е г. Х I Х в.(например, еврейские погромы на Западе Российской империи). Тогда по указанию министра внутренних дел графа Д.А. Толстого полицейским структурам на местах о принятии любых мер, погромы были прекращены несколькими путями: 1)усилением требовательности к полиции способствовать прекращению погромов; 2) запрещение ряду представителей еврейского населения заниматься отдельными видами профессиональной деятельности (нотариальное утверждение, например, торговых сделок, выезда за пределы местечковых границ и др.).
Тогда же существовали и различные печатные издания черносотенного характера, но их влияние было не настолько сильным, чтобы держать население России в напряжении национальной розни. Большевики в своих революционных целях разработали программу по национальной политике, лозунгом которой стало право народов на самоопределение вплоть до отделения и создания самостоятельного своего национального государства.
Однако в послереволюционный период при существовании этого лозунга и права наций был все же создан Союз Советских социалистических республик почти в рамках бывшей Российской империи (кроме польских земель, Финляндии и до 1940 г. стран Прибалтики).
В течение всего советского периода власть и сначала печать и радио, а затем с их развитием и все остальные средства массовой информации строили свою политику на лозунге интернационализма, все люди, независимо от их национальности, братья. Официальная политика основывалась на том, что каждый народ в нашей стране имеет право на свою культуру, развитие своего языка и свих традиций. В конце 30-х гг., когда по-сталински «жить стало лучше, жить стало веселей», проводились праздники народного творчества, лучшие коллективы приезжали в Москву и выступали на концертных площадках выставки народного хозяйства СССР. Писатели союзных и автономных республик не только публиковались на страницах многочисленных периодических изданий, но и в центральных изданиях, постоянно обменивались делегациями между собой, знакомились с национальными традициями всех народов, живших на территории СССР, в Москве проводились празднования по юбилейным датам национальных героев, поэтов, писателей; проводились Дни той или иной республики, когда их представители показывали все свои достижения в столице. И это были действительно народные праздники. Журнал «Дружба народов» с его многотомным Приложением, за подпиской на которое люди стояли в очередях в книжных магазинах. В Приложении всегда печатали лучшие произведения поэтов, писателей, драматургов народов СССР. В школах и на гуманитарных факультетах высших учебных заведений изучался курс литературы народов страны, люди самых разных национальностей знали поэтов и писателей других народов: белорусов Якуба Колоса и Янку Купала, украинцев Максима Танка и Ивана Зарудного; из республик Средней Азии – Сулеймана Стальского, Джамбула Джабаева, Кайсын Кулиева; с Кавказа – Расула Гамзатова и т.д. По всей стране выступали музыканты—исполнители классической музыки, музыкальные коллективы, солисты, танцевальные, драматические коллективы.
С появлением телевидения народы нашей страны еще больше имели возможность прикоснуться к художественным национальным ценностям и традициям народов, живущих не только в центре Евразии, но и на ее окраинах. Средства массовой информации тогда должны были иметь программу представления и памяти всех известных деятелей народов СССР и посвящать им свои передачи, свои публикации. В СССР не было ни одного печатного издания, ни одной радио-теле-передачи, в которой бы звучали какие-либо намеки на национальную рознь. В одних школах учились дети разных национальностей, в вузах до сих пор рядом сидят студенты с разным цветом кожи, с разных концов мира, и сегодня нет там вражды.
Но она есть на улицах, она сегодня прорывается в телепередачах и на радио, мы сегодня все меньше слышим и видим на экранах деятелей национальных культур России, недавно только начали проводиться вновь праздники народного творчества. Именно с культуры, с телевидения, писательских организаций, национальных музыкальных и театральных коллективов необходимо начинать восстанавливать гармонию национальных отношений, формировать терпимость и уважение ко всем народам, независимо от их особенностей и вероисповедания.
Hosted by uCoz