Э.Б.Ершова
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ ЦЕРКОВНОЙ, ДВОРЯНСКОЙ И РАЗНОЧИННОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ РОССИИ В Х I Х - ХХ вв.
 
Отрадным явлением российской историографии за последние два десятилетия стало изучение истории благотворительности и представителей разных групп населения, участвовавших в ней, в том числе и интеллигенции. Это свидетельствует, прежде всего, о том, что общество созрело в своем понимании важности оказания помощи тем, кто волею судьбы, волею жизненных ситуаций оказались в нечеловеческих условиях, оказались либо выкинутыми на улицу, оказавшимися в домах для престарелых, детских приютах и так далее.
Движение души общества в сторону оказания помощи таким людям, брошенным детям, многим несчастным в складывающихся условиях перехода к рыночной экономике приводит к пониманию необходимости исследовать этот аспект в его историческом разрезе. Без представления всех факторов, которые были либо причинами потери себя людьми, либо результатом каких-то катаклизмов: от природных и до человеческой подлости, оставлявших и до сих пор оставляющих людей без помощи, достаточной для нормального их существования. Этому ощущению необходимости осознания такого явления способствовал негласный отказ государства от поддержки тех слоев, которые оказались на дне общества, объясняемый зачастую чиновниками отсутствием средств на спасательные операции. В то же время история России богата фактами благотворительности в самые разные периоды ее жизни.
Таким образом, можно смело утверждать, что данная тема исследований российских ученых актуальна, научно и практически значима. Особенно она находит своих исследователей в регионах России в последнее десятилетие: создаются центры по её изучению, проводятся конференции, защищаются диссертации, выходят монографии.
Автор данной статьи также начинала в 90-х гг. прошлого столетия изучать благотворительность российского общества с оказания помощи государством в Х I Х в., организациями и разными людьми женщинам и детям, а следом пошло изучение других аспектов благотворительности (1).
Появившиеся в последнее время работы по истории благотворительности можно распределить по таким параметрам: географические, территориальные рамки; хронологические и по тематике – церковная, общественная – дворянская и интеллигенции, государственная, купеческая; помощь потенциарной системе, домам призрения детей или взрослых, частная или личностная и так далее. Не претендуя на полное освещение всей вышедшей литературы по данным аспектам, попытаемся дать анализ тех важных направлений, которые позволяют увидеть эту проблему во всем её большом объеме и значимости.
Прежде всего, хотелось бы отметить расширение географических рамок исследования благотворительности в России. Это, конечно, Москва и Санкт-Петербург, к которым затем присоединился Екатеринбург, Ростов-на-Дону, Оренбург, Ижевск, Тверь, Кострома, Челябинск, Ставрополь, Нижний Новгород, Тула и т.д. Уже одно перечисление регионов дает представление, насколько актуальна для всей территории России эта деятельность, а значит и знание о ее истоках, причинах и результатах (2). При этом хотелось бы отметить, что темы никоим образом не повторяются, и каждый исследователь ищет и находит свою нишу в этой обширной тематике.
Вторым аспектом в изучении благотворительности являются хронологические рамки: более всего от Х VIII века до наших дней (3), хотя пробелов еще в территориально-временном аспекте достаточно много. Не во всех регионах история благотворительности изучена досконально от появления любого её вида в разные исторические периоды до сегодняшнего дня. Этот аспект развивается в большей степени эпизодически, т.е. по выбору самого исследователя и, исходя из того материала, который, смеем утверждать, попался ему на глаза и показался интересным.
Только появление в 90-е годы центров по изучению благотворительности и других близких по тематике проблем (например, истории российской интеллигенции, истории православной церкви и др.) начинает способствовать более целенаправленным исследованиям(4).
Но, безусловно, самым важным структурным компонентом изучения благотворительности в истории России является тематика этих исследований. Она разнообразна и многоуровневая, о чем свидетельствуют материалы самых разных конференций и авторефераты защищаемых по данной теме диссертаций. Нет пока комплексной работы по проблеме о роли и месте российской интеллигенции в благотворительной деятельности.
Среди последних работ можно отметить диссертационную работу Т.Г.Леонтьевой «Православное сельское духовенство в условиях модернизации России (вторая половина Х I Х – начало ХХ века), защищенную на соискание ученой степени доктора исторических наук в мае 2002 г. и её монографию (5), в которых она уделяет определенное внимание благотворительности сельского духовенства, которое принято относить к сельской интеллигенции. Эта проблема дана ею частично, ибо цели и задачи она ставила перед собой иные: в большей степени показать его социальный облик и роль в обществе, в частности, в сельских приходах. Поэтому аспект благотворительности был соответственно сопроводительным, но выводы автором сделаны достаточно серьезные и потому нуждаются в дополнительном исследовании.
Понятно, что сельские приходы, а соответственно сельская православная интеллигенция, чаще всего были небогатыми, а потому и доходы их были невелики. И все же даже несмотря на это, служители церкви, монастыри оказывали посильную помощь немощным, устраивали при своих приходах больницы, дома для паломников, где находили какую ни какую, хоть и скудную, но пищу и кров.
Дворянской благотворительности, можно сказать, посвящена кандидатская диссертация Гаврюшина С.И., в которой он на большом фактическом материале рассмотрел этапы историографии по российской благотворительности, историю благотворительности ведомства императрицы Марии за более, чем столетие – с конца Х VIII в. до 1917 г., когда по ходу революции оно перестало существовать (6). В диссертации рассмотрены самые различные аспекты деятельности этого ведомства: реорганизационные за более чем столетнее существование, финансирование, расширение сфер деятельности по типам открываемых им учреждений до превращения фактически этого ведомства в государственное учреждение помощи немощным, больным, престарелым, малолетним детям и т.д. Хотелось бы надеяться, что труд Гаврюшина С.И. появится в печати и послужит отправной точкой для многих новых исследований.
Однако пока ни один из исследователей не смог ответить на вопрос о том, почему при всем множестве форм и видов благотворительности, нищенство, попрошайничество, жизнь в условиях крайней нищеты огромной массы людей так и не уничтожала их, а наоборот, это явление имело все большее распространение.
Могло ли быть так, что благотворительность с подачи венценосных лиц стала модной, или это все происходило по зову души? А может быть это было стремление войти в историю, получить дворянство или быть замеченными обществом, императорской властью и так далее? Что руководило теми, кто оказывал благотворительную помощь разным категориям беднейшего населения России?
Известно, что благотворительность как таковая, исчезла после Февраля 1917 г. и тем более после Октября 1917 г., хотя в первые годы новой власти нищенство и попрошайничество оставались до ликвидации новой экономической политики. Вполне вероятно, что необходимо изучить заново советскую систему социального обеспечения, исключив из нее старые подходы однопартийной системы, ибо при советской власти после нэпа, как бы её ни ругали, ни критиковали, не было столько нищих на улицах, не было бомжей, и детская беспризорность так не волновала общество, как теперь, в условиях перехода страны к рыночной экономике. На мой взгляд, нельзя это объяснять необходимостью издержек перестройки общественно-политической системы или какими-то особыми чертами менталитета россиян. Думается, что многим исследователям необходимо было бы включать подобные аспекты и искать новые подходы к объяснению этих явлений в России.
Безусловно, требует своего исследования современные факты благотворительности – кто, когда пришел к осознанию необходимости ее осуществления, в каких регионах она уже есть, а где в ней нуждаются, какие слои в ней участвуют, но пока ни власть, ни спонсоры (современное название благотворителей) не готовы к её организации. Вопросов много, но то, что этой проблемой занялись ученые, говорит о значимости темы.
Таким образом, анализ последних работ российских ученых по истории благотворительности показывает нам, что пока нет еще комплексной работы, в которой были бы объединены самые разные аспекты, рассматриваемые пока исследователями по отдельности. В то же время их тематика свидетельствует о разнообразнейших формах благотворительности, существовавшей в России. Остается надежда на то, что найдется ученый, который объединит все материалы в единую концепцию по всем параметрам, первые предпосылки которой попытаемся сделать в этой статье.
Одной из первых структур русского общества, начавших свою благотворительную деятельность, стала православная церковь. Ее Благотворительность уходит своими корнями в глубь веков, во времена принятия христианства в Древней Руси. Своей благотворительностью из первых русских князей славились Владимир Ясное Солнышко и Владимир Мономах, который в своем завещании назвал помощь бедным людям главной обязанностью христианства и богатых христиан. Это были первые истоки интеллигентской благотворительности от власти.
В средние века Московское государство не могло взять на себя опеку над бедными, больными и юродивыми и потому в этот период благотворительными делами занималась вновь церковь и ее просвещенное руководство. Монастыри являлись прибежищем и естественной опорой для несчастных людей. Государство в этом случае могло лишь выделить монастырям землю для оборудования слобод для паломников и нищих. Именно тогда нищенство на Руси приобрело вид законного заработка хлеба насущного и не было постыдным, в то время как на Западе формировались взгляды уважения к любому труду, но не попрошайничеству.
И до Х I Х века благотворительность православной церкви и прихожан имела форму кормления нищих при церквях, монастырях и подаяния деньгами тем, кто приходил молиться. И только в Х I Х в. благотворительность стала приобретать другое, более высокое и цивилизационное содержание.
Для самой церкви тогда благотворительность имела гораздо большее значение, чем это может показаться на первый взгляд. По созданной еще в средние века теории она фактически оправдывала существование монастырей, передачу в их пользование земли, денежных средств и т.д. Это позволяло церкви строить и открывать богадельни, дома призрения старых, больниц, школ для детей, мастерских для неимущих. Особенно подобная деятельность получила свое распространение в прошлом столетии.
Так, в 1819 г. при церкви Св. Живоначальной троицы в Санкт-Петербурге была открыта богадельня, первыми жителями её стали семь престарелых женщин. Содержались они за счет благотворителей – дворян (смею утверждать, что их смело можно отнести к разряду дворянской интеллигенции). Эту богадельню взяла под свое покровительство Великая княгиня Елена Павловна. Она же дала разрешение на постройку нового богадельного дома в Ораниенбауме, в котором к 1 декабря 1863 г. содержалось уже 48 женщин.
Иоанн Кронштадский в 1872 г. добился учреждения в Кронштадте братства Св. Андрея, которое на пожертвования построило Дом Трудолюбия. К 1902 г. братством было трудоустроено 1500 человек.
Другой формой церковной благотворительности стала деятельность попечительских советов, создававшихся при церковных приходах. В Москве она начала развиваться с 1863 г. и за 20 лет было открыто 29 приходских попечительств, тесно сотрудничавших с властью. Так, Московская Городская Дума постоянно организовывала продажу хлеба через попечительства бедным по низкой цене, раздавали денежные пособия, одежду и т.д.
По указу Московской консистории в 1868 г. был открыт Попечительский Совет о приходских бедных при Николо-Ваганьковской церкви, который содержал на свои средства приют для 14 престарелых женщин и 4-х вдов с детьми, а также приходское двухклассное женское училище, где обучалось 35 девочек - дочерей из самых бедных семей прихожан церкви. Совет следил за порядком в жилых помещениях, отоплением и снабжением их хлебом.
23 января 1877 г. в Зарядье при Николо-Москворецком приходе было учреждено попечительский Совет для пяти приходов: Николо-Москворецкого, Николо-Мокринского, Варваринского, Максимовского и Покровского на Варварке. Попечительский Совет был создан на средства неизвестного благотворителя, приславшего анонимно священнику Николо-Москворецкой церкви А.И. Тихомирову четыре банковских билета, что по тому времени составляло большую сумму денег. В течение восьми лет существования этого Попечительского Совета постоянно оказывалась помощь 14 беднякам, среди которых были вдовы с детьми и слепая девушка.
В приходской школе Голутвинской церкви обучались 40 мальчиков - детей рабочих Голутвинской мануфактуры. Совет при церкви также вносил деньги за обучение сына бедного мещанина в Донском духовной училище, за мальчика, обучавшегося в железнодорожном училище и за содержание в приюте дочери вдовы, проживавшей на территории этого прихода. Кроме этого, средствами попечителей церковь оплачивала лекарства, погребения бедных, свадьбы, т.е. старалась помочь всем, кто в этом остро нуждался.
С 1879 г. общеизвестным в России стал Александро - Мариинский Дом Призрения, созданный при Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. В его структуре были богадельня, больница, амбулатория для приема больных, женский странноприемный дом, Филаретовское училище для девочек и училище для мальчиков. С первого дня открытия в богадельню было принято 5 женщин, в больницу помещено 304 чел. В амбулатории за два года было обследовано бесплатно 2.822 заболевших посетителя Лавры, а в странноприемном доме переночевало 85.000 паломниц. К 1 января 1879 г. в Филаретовском училище числилось 67 девочек, а в училище для мальчиков - 111 детей.
За четверть века существования этого дома в богадельне постоянно проживало 62-65 женщин, Смертность там за это время составила 125 чел. В больнице пролечились 3.852 женщины, из них умерло 297. В амбулатории было принято за 25 лет 65.456 чел., а в странно-приемном доме- 1.053.806 паломников. За этот же период в Филаретовском училище обучалось 2.754 девочки, хотя полный курс закончили только 167. В училище для мальчиков занималось в эти годы 2.678, а закончили - 202. Связано это было, прежде всего с условиями жизни приходских детей, родители которых не имели достаточно средств для их обучения. Тем более это было трудно для приютских детей, также обучавшихся в этих училищах, ибо им приходилось думать еще и о куске хлеба. К сожалению, в архивах нет данных, что же стало с теми детьми, которые ушли в жизнь, не окончив полного курса церковно-приходских трудовых училищ. Одно ясно, что начальное образование они получили, а по тому времени и это было великим достижением.
Безусловно, для страны с населением в 150 млн. чел. один такой Дом призрения не решал всех проблем, но в то же время помогал как и кому мог по своим возможностям.
В 1880 г. в Москве действовало 10 тысяч церковно-приходских попечительств. В мае того же года состоялся съезд уполномоченных приходских благотворительных обществ, на котором был поднят вопрос об искоренении нищенства в России, как явления, подрывающего основу общественной жизни и создающего слой люмпенов, нахлебников общества, не приносящих никакой пользы государству. Тогда же было обращено внимание на состояние приютов для детей и бедняков. По мнению некоторых участников съезда, приюты приносили больше вреда, чем пользы, так как "они изнеживали своих питомцев", не учили какой-либо специальности, и тем самым способствовали тунеядству. Для разработки ряда вопросов, куда входили и указанные выше, съезд избрал комиссию с несколькими подкомиссиями.
Система приходских попечительств прижилась в России в Х I Х веке наиболее прочно и широко. Основанием такой прочности, скорее всего, служили исконно русская психология, менталитет нации, складывавшиеся столетиями, ибо Россия на протяжении веков была крестьянской страной с общинными настроениями, и важнейшей чертой её способа ведения хозяйс­тва была взаимопомощь внутри общины или "мира". Форма приходского союза была особенно удачна тем, что в ней легко находила отклик любая потребность в частных нуждах, и она довольно органично подстраивалась под местные условия и особенности.
Различные формы церковной благотворительности продолжали существовать и в ХХ в.: от организации бесплатных обедов, выдачи хлеба, денежных пособий, одежды до строительства богаделен, открытия Домов призрения, больниц, сборов пожертвований в пользу бедных, нищих и больных. С началом Первой мировой войны церковь стала оказывать помощь тем, кто вернулся инвалидом с войны, раненым и вдовам, сиротам павших в ходе сражений.
Таким образом, долгие столетия благотворительностью в России в основном занималась церковь, так как государство до Х I Х в. фактически не имело средств и возможностей самому оказывать помощь беднейшим слоям населения.
Но в начале Х I Х в. оказанием благотворительности начали заниматься впервые члены императорской семьи, в частности, жена Павла I императрица Мария Федоровна, а затем Елизавета Алексеевна - жена Александра I , и позднее Великая княгиня Елена Павловна, Императрица Александра Федоровна - жена Николая II . При Николае I была основана особая канцелярия по попечительским делам. Их благотворительность заключалась не в раздаче подаяния, хлеба, одежды и других материальных благ, а в создании трудовых домов для людей разных сословий, оказавшихся на грани нищеты, или школ, домов призрения, больниц для сирот, одиноких стариков, падших женщин и т.д. Эта деятельность и подразумевается под понятием "трудовая благотворительность". Примеру императорской семьи последовали и многие представители российской дворянской элиты и купечества. Во всех этих организациях зачастую безвозмездно работала разночинская интеллигенция.
Так, во время Отечественной войны 1812 г. в Санкт-Петербурге действовало "Патриотическое общество под покровительством Государыни Императрицы Елисаветы Алексеевны", которое оказывало помощь семьям, пострадавшим от нашествия Наполеона, потерявшим кормильца. Общество открыло Дом призрения для вдов участников войны, которые занимались вязанием шерстяных чулок для солдат, шитьем для них белья и другой работой. Тем самым женщины, как бы, зарабатывали на свое существование.
После проведения Александром II реформ трудовой благотворительностью занялись городские и земские собрания и управы, где трудились представители интеллигенции – выходцы из разных слоев российского общества – обедневших дворян, священнослужителей, разных чинов.
В 1860-х г. в Москве возникло небольшое благотворительное общество, поставившее перед собой цель спасение и возвращение к честной трудовой жизни проституток. Это был отголосок филантропической деятельности, возникшей в это время на Западе, где в печати был поднят вопрос о несчастных девушках, продаваемых в публичные дома своими родителями. Московское общество занялось перевоспитанием нескольких своих питомиц, а в 1866 г. для обучения грамоте и какой-либо профессии жертв разврата был открыт приют Св. Марии Магдалины. Этот приют сразу же установил связь с Мясницкой городской больницей, куда поступало большинство заболевших проституток. Медперсонал больницы не только лечил их, но и убеждал порвать со своей позорной профессией и предлагал им поселиться в приюте Св.Марии Магдалены. Первые же результаты не преминули сказаться: желающих возвратиться к честному труду оказалось больше, чем мест в приюте. В первые 20 лет своего существования этот приют помог более, чем 200 девушкам, 40 из которых были фактически на иждивении благотворителей. Члены общества Св. Марии Магдалены создали свой фонд, часть средств которого шли на нужды приюта, а вторая половина выделялась тем девушкам, которые, выходя из больницы, находились в крайне бедственном положении.
В "Сборнике сведений по состоящему под Августейшим покровительством Её Величества Государыни Императрицы Александры Федоровны Попечительству о домах трудолюбия и работных домах" (Вып.1,СПб,1904 г.,с.206-214) даны материалы по трем группам учреждений трудовой помощи: 1) общества и кружки, содержащие учреждения для трудового призрения, т.е. дома трудолюбия различных типов, трудовые пункты, лечебно-продовольственные пункты, детские ясли, ночлежные дома, столовые и другие организации помощи неимущим;
2) общества и кружки, создаваемые с исправительными и воспитательными целями: лечебницы для алкоголиков, детские приюты типа Ольгинских приютов трудолюбия, где детей учат профессии и грамоте. Сюда же относятся учреждения, куда добровольно идут падшие люди и они при­нимают на себя обязанность строго выполнять режим данного Дома, способствуя тем самым исправлению своих недостатков;
3) общества и кружки, содержавшие учреждения предупредительной трудовой помощи: учебно-показательные мастерские, кассы трудовой помощи, склады изделий, материалов и орудий производства, посреднические организации по предоставлению работы и занятий разного вида (своего рода - биржи труда) (7)..
В структуру домов трудолюбия входили: общежитие (интернат) или ночлежный дом, столовая, мастерские или помещения для работы, контора, занимавшаяся поиском рабочих мест для проживавших в этих домах людей. Это считался простой дом трудолюбия. В состав сложного дома входили еще ясли для детей, чайная, богадельня, школа, курсы и так называемые "Трудовые убежища для подростков". Так, Ольгинские детские приюты трудолюбия предназначались для беспризорных и бездомных детей, которых там не только кормили, но и обучали грамоте, ремеслу, черчению и рисо­ванию, что выделялось уставом приюта особо. Труд детей в мастерских не оплачивался, т.к. считалось, что на их содержание уходило больше средств, чем дети могли заработать. В Ольгинских приютах дети клеили бумажные мешки, расщепляли канаты, мотали нитки и т.д. Но постепенно эти приюты перешли к другому типу учреждений - учебным мастерским, где детей обучали более современным ремеслам - токарному, слесарному и де­ревообрабатывающему делу,
В начале ХХ в. российская общественность была озадачена тем, что существовавшие Дома призрения, трудолюбия и т.д. не могли справиться с растущим злом - нищетой населения и падением нравов, особенно среди детей, лица которых то и дело мелькали в водовороте пьяного загула и в грязи ночлежек. С целью решения этой проблемы по инициативе фрейлины императрицы Т.С.Богородицкой в октябре 1902 г. было учреждено новое "Попечительское общество об убежищах для беспризорных девочек". Его деятельность осуществлялась лишь на пожертвования учредителей и добро­вольных благотворителей. Сначала туда принимали девочек от 7 до 12 лет, а потом все пришли к выводу, что спасение надо начинать с 2-3-х летних детей и содержать до совершеннолетия либо до выхода их замуж. Учитывая плохие жизненные условия до принятия их в убежище, детей сначала излечивали от разных болезней, а затем проводили воспитательную работу и обучение. Летом детей этого общества вывозили на дачу для их оздоровления. Занятия проводились ежедневно и были разнообразными. В обязательную программу входили предметы: Закон Божий, русский язык, арифметика, гимнастика. пение и различные игры. В воскресные и праздничные дни все дети посещали близлежащую церковь.
В 1903 г. «Дамским благотворительным кружком по устройству и существованию народной дешевой столовой», состоявшей в ведении Поневежского комитета "Попечительства о народной трезвости" Ковенской губернии была открыта столовая для бедных всех вероисповеданий, в частности - православных и иудеев, в соответствии с их обычаями. Инициатива её создания принадлежала фрейлине Её императорского Величества Александры Федоровны С.Ф. Фридрихсон, которую поддержало и местное общество. Для сбора первоначальных средств они провели благотворительные ярмарку и бал. Местная интеллигенция предложила свои услуги: адвокаты обязались давать советы по ведению судных дел, а врачи - оказывать медицинскую помощь (8).
В первые годы ХХ в. в С-Петербурге была открыта «Первая детская столовая Литейно-Рождественского отдела общества попечения о бедных и больных детях», состоящего под покровительством Её императорского высочества Великой княгини Елисаветы Маврикиевны, при которой было трудовое убежище для детей. Девочки занимались рукоделием, а мальчики - переплетением книг, черчением, столярным мастерством, выжиганием и вырезанием по дереву. В швейной мастерской девочек обучали шитью белья и платья. Лето они проводили на даче, где приобщались и к сельскому труду.
Таковы были попытки лучших представителей российского общества искоренить язвы низов, не понимая причин их существования и не видя путей радикального их изменения, хотя и эта малость позволяет нам сегодня говорить о существовании опыта борьбы на рубеже Х I Х-ХХ вв. с нищетой, проституцией, в том числе и детской, а также с проблемами беспризорных и бездомных людей и детей, причем со стороны великосветского общества, его элиты.
Думается, что за годы Советской власти государство преуспело в борьбе против многих этих язв, а кое-что тогда ушло в подполье и стало нелегальным, как, например, проституция. Но с переходом к рыночной экономике старые язвы рубежа столетий возвратились, а вот о благотворительности общества, государства, а тем более богатых членов нашего российского общества, как массовом явлении, говорить пока не приходится.
Все надежда обедневших слоев населения возлагаются вновь на государство, которое пока не решило своих исконных задач и не готово к решению проблем обездоленных людей. В то же время нельзя обойти молчанием отдельные случаи осуществления современной нам благотворительности, о которой свидетельствуют факты.
В наши дни в средствах массовой информации бывают сообщения о проведении одноразовых акций представителей власти, известных знаменитостей (которых мы пока причисляем к творческой интеллигенции) о вручении тех или иных подарков детским домам, школам, больницам и тому подобное. Но пока мало сообщений о постоянной форме такой деятельности, если не считать покровительство Р. Ростроповича и Г. Вишневской детской больнице, музыкальному центру для одаренных детей и их разовые подношения каким-либо учреждениям.
Однако есть в средней полосе России удивительная по своей красоте жемчужина – санаторий «Марьино» Управления делами Президента Российской Федерации, расположенный на землях бывшего поместья князей Барятинских. Их имя связано с Кавказской войной Х I Х века, пленением Шамиля - чеченского имама, принявшего решение войти в состав России и призвавшего свой народ не только сложить оружие, но и строить новую мирную жизнь с Россией вместе. В Льгове еще до сих пор хранят память о пребывании там Шамиля, о чем еще и напоминает Башня Шамиля и раздел в музее санатория и в Рыльске.
Генеральным директором санатория «Марьино» вот уже два десятилетия является Борис Ильич Ворович. Это удивительно интеллигентный человек, который не только не позволил ликвидировать этот невероятно красивый уголок России, не только выдержал все натиски перестройки и перехода к рыночной экономике, но и постоянно осуществлял благотворительную помощь по отношению ко многим хозяйствам и организациям Рыльского района Курской области. В советские времена он помогал слабым животноводческим хозяйствам кормами, сегодня – его заботой стал детский дом, переведенный в Ивановское, что по соседству с Марьино, из Рыльска.
В санатории «Марьино» свое собственное большое животноводческое, птицеводческое и сельскохозяйственное производство, что дает возможность кормить отдыхающих экологически чистыми натуральными продуктами. В хозяйстве действует даже сыроделательный заводик, а сыр славится на всю округу. Уровень хозяйства столь высок, что санаторий во главе с его директором может себе позволить благотворительную помощь детскому дому. Так, для детей постоянно выписываются и передаются самые различные продукты питания, покупается одежда, организовываются экскурсии в Курск, Рыльск и другие памятные места этого Черноземного региона, ему безвозмездно было передано несколько легковых машин. Дети тоже со своей стороны помогают санаторию в его хозяйстве. Выпускники детского дома при желании и окончании медицинского колледжа в г. Рыльске могут найти себе работу в санатории, со временем получить квартиру. Борис Ильич Ворович старается сделать все от него зависящее, чтобы оказать благотворительную помощь детскому дому, строительству новой церкви в селе Ивановском и тем хозяйствам района, которые терпят нужду.
Большую благотворительную помощь он оказывает Сергею Ивановичу Федорову, почетному академику архитектуры, бывшему архитектору Курской и Орловской областей, персональному пенсионеру Российской Федерации, фронтовику и автору замечательной книги «Марьино князей Барятинских», вышедшую в 1994 г. Б.И. Ворович нашел возможным в тех тяжелейших экономических условиях профинансировать издание этой книги и ряда других книг С.И.Федорова, приглашает его погостить в Марьино и по возможности подлечиться. С.И.Федоров, в свою очередь, вместе с орловским скульптором профессором Виктором Петровичем Басаревым помогают восстанавливать архитектурный ансамбль и художественную галерею санатория-усадьбы «Марьино», которая теперь еще стала и одним из музейных памятных мест Курской области, куда с большой охотой едут туристы, где бывают достаточно частые экскурсии из разных регионов России и из-за рубежа. С.И.Федоров передал безвозмездно марьинскому музею многие документы, планшеты, в которых отражена история и художественно - архитектурная ценность усадьбы.
Так, добром на добро и помощь санатория «Марьино», его генерального директора Б.И. Воровича отвечают люди, уважая и ценя его заботу о них, любовь к родным местам, к той сказочной стране под именем - санаторий «Марьино». Побольше бы России таких рачительных и порядочных личностей, и не долго быть ей тогда во втором эшелоне. Пример и опыт санатория «Марьино», находящегося в глубинке Центрально-Черноземного района страны, по оказанию благотворительной помощи может быть полезен многим хозяйственным и финансовым структурам России.
Примечания:
1.См. Ершова Э.Б. Церковная благотворительность в России по отношению к женщинам и детям на рубеже Х1Х-ХХ вв./СПб.1998.КЛИО. N 1.; Её же. Из истории благотворительности православной церкви на ру­беже Х I Х-ХХвв.; Её же. Трудовая благотворительность российского общества в поре­форменный период..//Интеллигенция и проблемы формирования пра­вового гражданского общества в России. Екатеринбург Изд.УрГУ.2000 г.; Её же. Из истории благотворительных учреждений России второй половины Х I Х в. //История Российской духовности. Материалы Двадцать второй Всероссийской заочной научной конференции. Изд. «Нестор». СПб.2001; Её же. Благотворительность санатория «Марьино».//Милосердие и благотворительность в российской провинции. Екатеринбург. 2002 и др.
2. См. Интеллигенция и проблемы формирования пра­вового гражданского общества в России. Тезисы докладов Всероссийской конференции. Екатеринбург Изд.УрГУ.2000 г.; История Российской духовности. Материалы Двадцать второй Всероссийской заочной научной конференции. Изд. «Нестор». СПб.2001; Милосердие и благотворительность в российской провинции. Тезисы докладов Всероссийской конференции 22-23 марта 2002 г. Екатеринбург и др.
3. См.:Власов П.В. Обитель милосердия: О дореволюционных московских благотворительных учреждениях. М.,1991.;Нувахов Б.Ш. История милосердия и благотворительности в отечественной медицине Х VIII -начале ХХ веков. Дисс. на соиск..уч. степ. д.и.н. М.,1993.; Жукова Л.А. Деятельность женских благотворительных организаций в России по оказанию помощи женщинам и детям в Х VIII – начале ХХ вв.//Женщина в российском обществе. Иваново.1996.№ 1; Её же. По заветам Марфы и Марии (Из истории женской благотворительности в России в Х VIII -начале ХХ вв.// Родина.1998. № 3.; Ульянова Г.Н. Благотворительность московских предпринимателей:1860-1914 гг.М.,1999.; Гаврюшин С.И. Императрица Мария Федоровна и её деятельность по созданию системы благотворительных учреждений в России.// Женщина в российском обществе.2002. № 1; Его же. Четвертое отделение Собственной его императорского величества канцелярии: организационное устройство и деятельность.//Реформы в России и проблемы управления. М.ГУУ.2002; и др.
4. Центр благотворительных фондов и организаций Свердловской области; Ивановский центр гендерных исследований и др.
5. Леонтьева Т.Г. Вера и прогресс: православное сельское духовенство России во второй половине Х1Х-начале ХХ в. М.,»Новый хронограф».2002.
6. Гаврюшин С.И. Организационное устройство и деятельность ведомства учреждений императрицы Марии (1797-1917 гг.). Дисс….к.и.н. М.ГУУ.2002.
7. Окороков В.П. Возвращение к честному труду падших девушек. Сфера деятельности учреждений Святой Марии Магдалины в Москве. М., 1888. С.1-10,64-65.
8. Сб. сведений по состоящему под августейшим покровительством Её Величества Госуда-рыни Императрицы Александры Федоровны Попечительству о домах трудолюбия и работных домах. Вып. 1. СПб.,1904. С.206-214.
 
Hosted by uCoz