Э.Б.Ершова
БЕЛОРУССКАЯ ТВОРЧЕСКАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ
И РОССИЙСКИЕ РЕВОЛЮЦИИ НАЧАЛА ХХ в.
 
История творческой интеллигенции Белоруссии и ее отношения к революциям в России начала ХХ в. имели свои особенности, связанные с национально-освободительным движением и борьбой за развитие национальной культуры, за последовательное проведение демократической национальной политики. Большую часть белорусской интеллигенции составляли офицеры и военные чиновники Западного фронта, учителя, железнодорожники и почтово-телеграфные служащие, юристы, библиотечные работники, чиновники различных ведомств. Меньше всего было деятелей литературы и искусства. В ряде работ дореволюционного периода утверждалось, что интеллигентов-белорусов вообще не было. В.П. Семёнов говорил:«...О местной белорусской интеллигенции, подобной, например, малорусской, речи быть не может, так как её не существовало» (1). Однако история белорусского народа говорит совершенно о другом. Белорусский язык, культура сохранились и развивались столетиями в крестьянстве. В национальной программе К.Калиновского были требования создания самостоятельной Литовско-Белорусской республики, но этому помешала расправа над восставшими против царизма в 1863 году польскими и белорусскими патриотами. К тому же тогда отсутствовали исторические условия для осуществления мечты К. Калиновского. Вновь национально - освободительное движение в Белоруссии возникло в конце 70-начале 80-х гг. XIX в. Именно в это время среди белорусов-студентов столичных учебных заведений, а также местной учащейся молодёжи возникали народные кружки, заявлявшие в своих нелегальных изданиях о существовании этнически самостоятельной белорусской нации, и теоретически обосновывали этот вывод и формулировали программу белорусского национально-освободительного движения.
Своеобразием интеллигенции Белоруссии в предреволюционные годы был многонациональный состав: белорусы, русские, евреи, украинцы, поляки, литовцы. Независимо от этого основная ее часть фактически воспринимала заботы белорусского народа как свои собственные. Многие из них входили в одни и те же кружки, музыкальные и литературные общества, и.д. В период с1901 по 1916 годы большую пропагандистскую работу в области белорусской народной песни проводила музыкально-этнографическая комиссия Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии при Московском университете. Создателем комиссии был Н. Янчук, выпустивший сборник «Белорусские песни Минской губернии».
Огромное влияние на формирование национального самосознания революционных демократов Белоруссии оказала первая русская революция. Это был толчок к развитию запрещённого в тот период белорусского языка, белорусской литературы, театра, музыки. В период первой русской революции среди интеллигенции Белоруссии образовалось революционно-демократическое крыло, идейными руководителями которого стали выдающиеся белорусские поэты-демократы Я. Купала и Я. Колас, М. Богданович, Д.Ф. Жилунович, А. Пашкевич и др. Главная тема их поэтических произведений - ожидание революции и сама революция. Именно с революцией белорусские революционные демократы стали связывать свои надежды на национальное возрождение. Одним из нелегальных печатных изданий в те годы было обращение «Да беларускай 1нтэл1генцы1», в котором содержался призыв к сохранению и развитию белорусской культуры.
Несмотря на разгром первой русской революции, в Белоруссии стали издаваться газеты «Наша Н1ва», «Гоман», «Вольная Беларусь» (2), выходившие в свет с 1907 по 1918 годы на белорусском языке. В них печатались произведения авторов, связавших свою жизнь с национально-освободительным движением, и руководствовавшихся в своей деятельности только одной мечтой об обретении белорусским народом своей государственности.
Я. Колас и Я. Купала искренне приняли Февральскую революцию. Революционный демократизм, выразителями которого они были, возник в общественной мысли Белоруссии в начале XX века в результате теоретического, эстетического и нравственного осмысления действительности, осмысления положения белорусского народа в условиях царизма. Революционно-демократическое мировоззрение белорусской художественной интеллигенции в этот период основывалось на несовместимости интересов трудового народа и «панства», социальной системы угнетения. Представители революционного демократизма были одержимы идеями свободы и всеобщего равенства, правами человека на самостоятельное и независимое существование в противовес классовому, сословному и духовному неравенству, господствовавшему в дореволюционной России. Это по сути своей было отражением наивно уравнительного крестьянского социализма.
В годы первой мировой, а затем и гражданской войн территория Белоруссии была ареной ожесточённых и кровопролитных боёв, что сказалось позднее на отношении её интеллигенции к революции, к Советской власти. Белорусская интеллигенция, настроенная на независимость Белоруссии и ее государственность, в ходе Февральской революции объединялась в различные организации, такие как Центральная войсковая белорусская рада, Белорусская социалистическая громада, Белорусская партия народных социалистов и др. Члены этих организаций ушли в эмиграцию в результате укрепления Советской власти в Белоруссии.
Трудно приходила творческая интеллигенция, сформировавшаяся до революции, к пониманию и принятию Октября, и трудной оказалась её судьба в дальнейшем. Как выразители идей крестьянских демократов, представители этой интеллигенции оказались не подготовленными к восприятию Октября 1917 г. В белорусской интеллигенции наблюдалось то же расслоение, что и в российской. Гражданская война, успехи большевиков привели к размежеванию и поляризации политических сил. Часть деятелей белорусского национально - демократического движения, известных ещё с дореволюционного времени, активно включилась в строительство нового общества. После гражданской войны в советском аппарате заняли ответственные должности В.М. Игнатовский - нарком земледелия, Д.Ф. Жилунович - редактор газеты «Савецкая Беларусь», А.Л. Бурбис - заместитель наркома иностранных дел, А.В. Балицкий - заместитель наркома просвещения, П.В. Ильюченок - заведующий отделом Наркомата просвещения и др. Образовался своего рода центр, вокруг которого стали объединяться все творческие силы белорусской интеллигенции, так или иначе принявшие платформу Советской власти.
Совершенно иным было отношение к Октябрю у таких деятелей белорусской культуры, как Я. Лёсик, В. Ластовский, А. Смолич и др. В предреволюционные годы, разделяя позиции национально-освободительного движения, они принимали активное участие в работе партий: Белорусская социалистическая громада, белорусские эсеры, Белорусская социал-демократическая партия. Октябрьскую революцию В. Ластовский и Я. Лёсик встретили неприятием. Но в дальнейшем каждый из них своим путём пришёл к признанию Советской власти. Я. Лёсик сотрудничал с белополяками, вместе с другими членами рады подписывал известную верноподданническую телеграмму, посланную правительством Белорусской республики кайзеру Вильгельму 23 апреля 1918 года. С установлением Советской власти в Белоруссии Я. Лёсик был арестован, но признал Советскую власть, искренне пообещал работать на пользу новой власти и был освобождён. В 1928 году он получил звание академика Белорусской Академии наук. Однако прежняя его деятельность не прошла даром. В 1930 году он подвергся гонениям, аресту, высылке. В 1938 году повторно был арестован, посажен в саратовскую тюрьму, где умер в 1940 году (4) .
Таким образом, творческая интеллигенция Белоруссии приветствовала революционные события первых двух десятилетий в России, но рассчитывала на самоопределение и свою собственную государственность.
Примечания:
1.Полное географическое описание нашего общества / Под ред. В.П. Семёнова. Т. 9. СПб., 1905. С. 136.
2.См.: Сташкевич Н.С. Приговор революции // Крушение антисоветского движения в Белоруссии 1917—1925 гг. Минск, 1989. С. 37; БГчМЬсась. Канцэпцыя прауды // ЛГгаратура I мастацтва. 1989. 8 сент.
3.Наша Шва. 1907. 28 апр., 21 июня, 3 авг.,12 окт.
4.См.: ЛIтаратура I мастацтва. 1989. 16 июня. С. 13.
Hosted by uCoz