СОХРАНИТЬ ИСТОРИЧЕСКОЕ КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ
РЕГИОНОВ РОССИИ ДЛЯ ПОТОМКОВ - ВЕЛИКАЯ ЗАДАЧА
ЖИВУЩИХ НА РУБЕЖЕ ХХ - ХХ1 веков.
 
НЕ ХЛЕБОМ ЕДИНЫМ....
Трудные времена переживает наше общество. Разрушениям, начавшимся по воле человека в 90-е годы ХХ столетия и которым пока не видно конца, пытаются противостоять люди, понимающие истинную ценность российской культуры, её традиций, её исторического наследия.
Свидетельством тому вышедшее под эгидой Министерства культуры Российской Федерации, Российского института культурологии, Государственной инспекции охраны историко-культурного наследия Воронежской области прекрасно оформленное издание «Историко-культурное наследие Воронежа. Материалы свода памятников истории и культуры Российской Федерации», на которое хотелось бы обратить внимание всех, кто интересуется историей русской культуры, её памятниками.
Открываешь любую страницу этой великолепной книги и понимаешь, что в России не одна Москва и Санкт-Петербург строились, и не одни они любимы народом. Свою историко-художественную ценность имеют и «малые» города России, становление которых проходило либо как центров, где пересекались торговые пути с Запада на Восток, с Севера на Юг, либо как пограничных застав на границах Московского государства. Так свыше четырех столетий тому назад возник городок Воронеж при впадении одноименной реки в Дон. Это был тогда сторожевой пункт на окраине Московского царства. И за прошедшие века стараниями людей сложился определённый уникальный стиль города, его архитектуры, менталитета живущих там людей, не только прославивших его, но и сохранивших многое из вековой культуры до сегодняшнего дня.
Мне самой Воронеж памятен 1946-м годом, когда там стояла дивизия, где служил мой отец и куда он привез шестилетнюю дочь с Урала. Детская память сохранила разрушенные дома, цветущие сады, где мы играли в горелки, в войну, разведчиков, ибо память о недавно закончившейся войне не затихла тогда еще в детском сознании. Сохранились события гибели подорвавшихся на немецких снарядах детей, предупреждения отца о том, что надо быть осторожной и не бегать там, где огорожено; и многое другое. Став взрослым человеком, я иногда думала о том, что хорошо бы побывать в Воронеже, посмотреть каким он стал, понимая в тоже время, что все там изменилось и не найду ни дома, где мы жили, ни ребят, с которыми играла.
Но вот в мои руки попала книга об историко-культурном наследии Воронежа, которую я не просто прочитала, но изучила так досконально, что, кажется, попади я сегодня в Воронеж, не заблужусь и пройду по нему как давно родному городу.
Книга «Историко-культурное наследие Воронежа» стала одной из давно, еще в 60-е годы ХХ в., задуманной серии работ по созданию Свода памятников истории и культуры народов СССР. Благодаря сотрудникам Лаборатории Свода памятников истории и культуры Российского института культурологии в течение 15 лет (с1975 по 1990 гг.) вышли такие своды по 30 регионам страны, а в 90-е г. были начаты исследования по многим другим регионам. Однако рухнувшая советская система похоронила под собой множество таких великолепных проектов, способных рассказать о нашем российском наследии. Но именно в этих условиях выжил на удивление и нашел в себе силы подняться, естественно, не без помощи людей, проект по изучению историко-культурного наследия Воронежа, его окрестностей, малых и побольше городков и поселений на Воронежской земле.
Больше десяти лет понадобилось энтузиастам и патриотам Воронежа и Лаборатории Российского института культурологии довести свою мечту до исполнения, до результата, с которым мы можем теперь познакомиться, хотя тираж этого издания всего лишь 1000 экземпляров, каждый из которых уже стал раритетом.
Изданию прекрасно оформленной книги предшествовала большая исследовательская, организационная работа, выполнявшаяся поэтапно. Вначале это были отдельные выпуски по различным территориям города и области, издававшиеся за счет местных средств. В них нашли свое отражение аспекты истории культурной жизни региона, его революционного прошлого, в котором явно не хватало серьезного исследования социально-экономических и политических процессов, архитектурного наследия и других аспектов. Затем появился аннотированный указатель по памятникам археологии края, а в последующем и те страницы истории, которым ранее не находилось места в подобных «Сводах» по идеологическим мотивам. Например, материалы, связанные с благотворительностью предпринимателей, торгово-промышленной деятельностью купечества, белым движением на территории губернии, и так далее.
Появлению этих страниц, безусловно, способствовали изменение политической и исторической ситуации в нашем обществе и состоявшаяся переоценка многих событий и явлений прошлого. Используя эту возможность, редакционная коллегия под руководством доктора культурологии Э.А. Шулеповой нашла и применила новые подходы в освещении исторического наследия Воронежского края. По сравнению со Сводами художественных памятников Белгорода, Иваново издание по Воронежской области основывается на огромном социокультурном контексте, где наряду с описанием памятников истории, архитектурных особенностей тех или иных строений показан человек, живущий в этой среде. Именно этот аспект придает книге необычность и своеобразие.
В книге использовано огромное количество самых разных материалов - опубликованных и неопубликованных: справочные дореволюционные издания, включающие в себя, например, списки населенных мест, адресные книги фабзавкомов (фабрично-заводских комитетов), отчеты городских и земских управ, юбилейные издания учебных заведений того времени, публикации дореволюционных газет и многое, многое другое. К этим материалам постоянно добавлялись документы государственных архивов - исторического, древних актов, военно-исторического, архива Воронежской области и т.д.
Хотелось бы обратить внимание всех, кто заинтересуется этой книгой, на то, что её создание стало результатом плодотворного общего труда сотрудников Лаборатории Свода памятников Российского института культурологии и местных специалистов из органов охраны памятников, преподавателей Воронежского университета и других заинтересованных и любящих свой край людей. Научные связи этого союза были оформлены еще в 1988 г. творческим договором о сотрудничестве между Лабораторией Свода и местной инспекцией по охране памятников. И если воронежцы создавали первоначальные материалы по описанию отдельных памятников, исторических зданий, то сотрудники лаборатории Свода, коллектив научного проекта под руководством доктора культурологии Э.А. Шулеповой отшлифовывали их, придавая статьям не только высокий уровень научности и объективности, но и стиля изложения, читаемого очень легко и с большим интересом. Это не «засушенное» научное издание, а книга, которая дышит человеческой любовью к российской глубинке.
Внутри раздела о том или ином районе города статьи о памятниках даются в алфавитном порядке, которым предшествует очерк по истории района, его архитектурно-градостроительной ценности. Очень интересен подход к описанию памятников: прежде всего отмечается его местоположение, даются история создания, связанные с ним события. Приводится оценка значимости исторических фактов и художественной ценности памятников. При этом, если речь идет о зданиях, имеющих историческую значимость, то дается их подробное описание. Каждая статья завершается списком источников литературы, свидетельствующим о высоком уровне применения научно-справочного аппарата.
В поле зрения авторского коллектива были все более или менее значимые здания, представляющие сегодня исторический и архитектурный интерес, а также кладбища, водохранилище, братские могилы и одиночные захоронения героев города, оккультные памятники. Всего не перечислить в небольшой рецензии, ибо это несколько сотен объектов.
К числу новых аспектов составления Свода памятников России необходимо отнести публикацию материалов о том, какие овощи и целебные растения выращивали на своих приусадебных участках жители бывших слободских окраин Воронежа, сел и поселков, вошедших в более поздние годы в состав города и ставших его районами. Кому-то этот подход может показаться излишней детализацией описания историко-культурного наследия Воронежа, кто-то может обвинить коллектив в том, что упущены более важные исторические места в издании, а на мой взгляд, это удивительно хорошо вписывающийся компонент работы, дающий более полное представление не только о застывшей в кирпиче, мраморе, граните, названии улиц человеческой памяти, но и живой природе, способствовавшей оздоровлению человека во все времена, природе, к которой всегда тянется человек.
Одним из самых больших достоинств книги, на мой взгляд, является то, что несмотря на разнородный состав творческой группы, готовившей эту уже уникальную книгу, всем им одинаково дорога оказалась память разных времен, сквозь которые прошел Воронеж: дореволюционных с памятниками промышленной истории города, его предпринимателями, представителями разных слоев населения, храмами, особняками и советских с могилами революционеров, памятниками вождям страны В.И. Ленину и С.М. Кирову и т.д.
Очень важно и то, что книга иллюстрирована фотографиями, имеющими разные источники - музейные, из частных коллекций, известных фотографов, которые демонстрируют читателям уникальность исторических объектов, планы районов города с указанием памятников, причем не только существующих, но и разрушенных и утерянных по всей вероятности навсегда, если только не найдется в структурах власти человек, которому будет дорого дело восстановления этих ценностей и который найдет возможности для благого дела - восстановления истории родного города. И в этом случае можно не сомневаться, что имя такого человека сохраниться для потомков.
Нет сомнения в том, что этот значительный труд будет пользоваться спросом как у специалистов по разным отраслям гуманитарных наук, архитектуре, градостроительству в целом, так и у широкой публики, интересующейся историей родных мест, российской глубинкой.
На подготовку этого издания ушло более десяти лет, а значимость его велика. Оставить в памяти потомков то, что было создано до них - важнейшая задача нашего времени. Понимая все экономические трудности, существующие сегодня, все же хотелось бы пожелать Министерству культуры Российской Федерации, Российскому институту культурологии не останавливаться на этом издании по Воронежу, а продолжить создание подобных трудов тех регионов, которые еще остались без внимания специалистов и общества. Думается, что это должно стать одним из важнейших направлений деятельности этих двух организаций, так как без их специалистов мирового уровня осуществить подобные разработки невозможно. Понимание же важности таких изданий местными структурами власти должно привести их к заинтересованности в увековечивании исторических памятников своих регионов, а значит и в стремлении оказать всемерное содействие и поддержку творческим коллективам центра и местных органов охраны памятников.
Ну, а пока суть да дело, как говорят издавна на Руси, скажем великое спасибо сотрудничеству заинтересованных специалистов Москвы и Воронежа, подаривших России уникальное издание об историко-культурном наследии такого центра Черноземья как Воронеж.
Профессор ГУУ, д.и.н., профессор Э.Б.Ершова
Hosted by uCoz