Ершова Э.Б.
Повседневная жизнь каслинцев начала ХХ века.
(По воспоминаниям и в память ушедших поколений)
Касли – небольшой городок в Челябинской области, располагающийся фактически несколько в стороне от больших дорог, но посредине территории между Челябинском и Екатеринбургом и знаменит сегодня не только своим чугунным литьем, но и близостью к хранилищу атомных отходов и заводам по выработке тяжелой воды для атомных реакторов. В начале ХХ века Касли назывались заводским поселком и только в советские времена он стал городом областного подчинения. В 1860 г. он был награжден Малой Золотой медалью Вольного экономического общества, а с 1867 г. с его прекрасными художественными изделиями познакомился мир на промышленных выставках в Вене, Стокгольме, Копенгагене и т.д. На выставке в Париже Каслинский чугунный павильон прославился на весь мир.
Расположенные среди озер Касли, его природа оказывали свое влияние на формирование быта и времяпрепровождения его жителей, ибо связь с миром осуществлялась лишь через лежащий в двух десятках километров тракт между губернским Екатеринбургом и уездным Челябинском той же губернии. Прежде всего своеобразие было в сохранении традиций многодетных семей, их родственных связей с другими семьями при женитьбе или замужестве детей. Еще в сороковые годы ХХ в. у автора статьи память сохранила впечатление, что все живущие в Каслях люди – родственники между собой, хотя уже тогда урбанизация, эвакуированные в годы войны специалисты со своими предприятиями привнесли новшества в отношения между людьми и специфику жизни этого городка.
Быт каслинцев был достаточно традиционным для того времени в России: главной заботой было обеспечение жизнедеятельности семьи продуктами питания, дровами для обогрева и приготовления пищи, заготовка сена для содержания домашних животных. В связи с этим можно сказать, что каждая семья имела фактически свое полное натуральное хозяйство. Примером тому может служить семья Заколяпиных, проживавшая в Каслях с начала Х1Х века. Восемь поколений и девять династий этой семьи прошли через два века истории России. Основателем в целом семьи был Лазарь Заколяпин, имевший большую семью, работавший на заводе Демидовых и обрабатывавший заимку на склоне Вишневых гор. На заимке, размер которой был 3-4 десятины земли, сеяли рожь, лен и коноплю. Семена сдавали на маслобойку и муку, лен трепали на кудель, из которой пряли пряжу, а затем на ткацком станке ткали полотно. Весной его выстилали на дворе и отбеливали на солнце. Из этого полотна шили всю домашнюю одежду. И только для праздничных нарядов покупали красивые ткани, в основном, ситцы, из которого шили мужские косоворотки и женские платья для выхода или праздников. Женщины накрывались еще и расписными платками, приобретавшимися на ярмарке в Челябинске. К концу Х1Х в. почти во всех домах каслинцев были зингеровские швейные машинки. Дома освещались керосиновыми лампами, а в праздники под потолком зажигали лампу «Молнию», которая к тому же ещё и согревала комнату. Отапливались дома большой русской печью и голландками, сложенными в комнатах, куда не доходило тепло от русской печи. Топили голландки из коридора, чтобы не мусорить в комнатах.
Хозяйства были добротными. Кроме лошадей двор был полон птицей, крупным рогатым и мелким скотом. Зимы на Урале бывали суровые, и на подходе зимы скот и птицу забивали и вывешивали в завозне под потолком птицу, а туши крупного рогатого скота в амбаре. Таким образом семья обеспечивалась мясом на всю зиму. В другом амбаре хранились бочки с маслом, зерном. Летом шла заготовка и засолка груздей, огурцов, репы, капусты, редьки, моркови, которые хранились в погребах. Сушили много лесной земляники, малины, яблок и груш – дичков, опят, с которыми зимой пекли пироги. Для домашнего скота заготавливали сено. Дополнительным подспорьем была рыба из окружавших Касли озер: щука, карп, плотва и т.д. Пироги с рыбой – самое лучшее угощение, на которое звали гостей. Пельмени да пироги с рыбой – традиция, сохранившаяся в Каслях и по сей день. Рыбу вялили и сушили, используя затем в еду долгими зимами.
В семье каждый имел свои обязанности: кто отвечал за работу в конюшне, на скотном и птичьем дворе, кто ездил с бочкой к заводскому крану, откуда брали воду для питья и еды, или на озера, водой из которого стирали белье, использовали в бане. Выстиранное белье полоскали на озерах, высушивали и гладили катками. Без дела не сидели даже дети, разве что кроме самых маленьких, не умевших еще ходить.
И все же этими заботами жизнь каслинцев не ограничивалась. Весело встречали Рождество, Пасху, отмечали Троицу и другие большие православные праздники. По воскресеньям всей семьей ходили в церковь на заутреню, обедню, а то и к вечерне. Крестили детей, отмечали дни рождений и Ангела, отпевали ушедших в мир иной. Так как семьи были большими, то обязательно в каждой семье был кто-то, кто играл на каком-либо инструменте (во многих домах были гитары, балалайки), и вечерами, после проделанной по дому работы, семья собиралась вместе, обсуждали все, что было в течение дня, пели песни, сказывали сказки. Зимой катались на тройках, запряженных в сани, катались с гор на санках, на озерах – на коньках, а летом под веселый звон колокольчиков троек катались в пролетках, ходках, тарантасах – кому как по средствам. В выстроенном еще при Демидовых Народном доме ставились спектакли, причем не отставали от столичных городов по своему репертуару. Бывали и наезжие театры из Екатеринбурга и других городов России. Так и текла жизнь.
Но ХХ век изменил ход этой патриархальной жизни: революции и войны ворвались в тихую заводь Каслей и круто повернули её и жизнь тех, кто может быть никогда бы не покинул родные места. Именно ХХ век разметал по всему миру многие семьи по разным причинам, в том числе и семью Заколяпиных. Но всю свою жизнь они пронесли то светлое чувство к родным местам, которые у них остались в памяти.
Hosted by uCoz