Ершова Э.Б.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ В СУДЬБАХ РОССИИ.
(Авторский взгляд на проблему)
 
Вторая половина ХХ века и начало ХХ I века стали временем глубокого изучения роли самых разных классов, слоев, групп населения России и их отдельных представителей в ее истории. Однако чем больше занимается историк судьбами нашей страны, судьбами ее народа, тем все больше возникает вопросов. И в связи с этим периодизация интереса (вольного или невольного) ученых к той или иной сословной группе, ее роли в судьбах страны представляет определенную научную значимость. Если в дореволюционный период крупные ученые рассматривали историю России в целом и писали о ее великих политических, научных и общественных деятелях в контексте всей истории страны, то после революции и примерно до середины 50-х годов основной упор был сделан на изучение места и роли рабочего класса, его борьбы за свое освобождение.
Эта тематика была задана марксисткой идеологией большевиков. Изучению крестьянства и интеллигенции отводилась второстепенное значение, как примкнувших к рабочему классу либо как союзников в его борьбе против самодержавия.
В конце 50-х и в 60-е годы эта линия была прорвана С.А. Федюкиным, Л.Зак и другими историками, занявшимися более пристальным изучением роли интеллигенции в судьбах страны. Широкий научный поток по истории интеллигенции включил в себя самые разные направления исследований по национальным регионам, профессиональной ориентации, по значимости ее деятельности в политике, производстве, просвещении, культуре и т.д. Этот поток нескончаем до сего дня, о чем свидетельствует наличие научных центров в Иваново и Екатеринбурге, проведение конференций в самых различных регионах – Курске, Челябинске, Ижевске, Перми, Улан-Уде, Якутске и др. И чем больше появляется исследований, тем чаще и больше возникает вопросов о ее роли в судьбах страны. Понятно, когда говорят о производственной, научной, просвещенческой, медицинской интеллигенции, которая вносила и вносит свой вклад в развитие всех сфер материального производства, в подготовку кадров, в систему оздоровления народа и т.п.
Нет сомнения и в том, что художественная интеллигенция способствовала и способствует развитию культуры в целом: художники творят и показывают свое видение окружающего их мира, скульпторы создают свои произведения, писатели вносят вклад в развитие литературы, драматурги, режиссеры, актеры отдают свой талант театру, кино; композиторы, музыканты, исполнители музыкальных произведений разных жанров тоже стремятся выразить отношение к тому, что их волнует. Мир художественной интеллигенции велик, многоуровнен, разноообразен и разносторонен. Его невозможно охватить одним взглядом и раскрыть его в одной статье или даже в одном произведении, каким бы объемным оно не было. Потому-то и занимаются историей интеллигенции уже поколения ученых.
Однако процесс влияния на общество художественной интеллигенции в разные периоды истории России до сих пор изучен, на наш взгляд, недостаточно.
Если говорить о XIX веке, к которому большинство историков относят появление российской интеллигенции, то могла ли она влиять на большую часть неграмотного населения России? Изучая историю интеллигенции этого периода, мы, как правило, не оговаривая, берем за основу более просвещенные круги столиц и провинции, но не весь анклав населения России. К сожалению, теперь невозможно провести социологических исследований о знании основной массой народа писателей, художников, поэтов, композиторов, актеров, режиссеров и т.д. Но умозрительно можно себе представить по воспоминаниям людей дореволюционного периода, кто еще жил в 50-60-е годы в российской глубинке, что на рубеже веков мало кто из народа мог постичь произведения художественной интеллигенции разных направлений, разобраться в их особенностях, политических симпатиях и т.д.
Те, кто в конце XIX в. учился в церковно-приходских школах, знали из школьного курса произведения А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова и некоторых других русских писателей и поэтов в усеченном виде, дозволенном властью и церковью, но после окончания школы и вхождение во взрослую жизнь с юношеских лет, в заботы о семье, заработке не оставляли времени на другие занятия, в том числе и на культурный досуг. Этой привилегией обладали жители столичных и крупных губернских и провинциальных городов и то не все слои, а только более богатые и образованные или те, где посещение театра, художественных выставок считалось одним из показателей принадлежности к определенной сословной группе. В земских школах ставились спектакли и более широко учителя преподавали русскую литературу, но это бывало только в тех случаях, когда в таких школах были свои энтузиасты.
Одновременно существовала и народная культура, певческое и танцевальное искусство, из которых вырос, например, хор им. Пятницкого. Но участников народного творчества до сих пор пока никто не отнес к художественной интеллигенции, так же, как и тех, кто участвовал в любительских домашних спектаклях. В этом плане можно говорить лишь о развитии самодеятельного искусства, не получавшего широкого всесословного резонанса. Думается, что более четкое и объемное представление о роли художественной интеллигенции повсеместно могло бы дать изучение периодической печати, где в XIX веке отражались наиболее значимые местные события, в том числе и в сфере культурного досуга, в развитии культуры в целом.
Другой интереснейший вопрос возникает при изучении начала ХХ века, когда Россию поднимали на дыбы различные политические силы, международная обстановка и зависимость России от иностранного капитала, когда она вынужденно входила в Первую мировую войну – какую роль тогда играла художественная интеллигенция в жизни основной массы народа, а не элитных кругов?
В начале 90-х гг. ХХ столетия была высказана точка зрения о том, что художественная интеллигенция считала своей заслугой будирование революционного настроения масс, что революции 1905 и 1917 гг. явились продолжением ее революционных новаций – авангардизма, супрематизма и других направлений в искусстве, отвергавших в нем классическое начало. Однако кому были известны тогда имена Марка Шагала, Казимира Малевича, Всеволода Мейерхольда, Владимира Маяковского и других как бы теперь сказали – «неформалов»? Размышления над этим вопросом на основе различных материалов позволяют сказать, что их знали только в достаточно узком кругу лиц и только там, где они все вращались, то есть среди себе подобных.
Их значимость как новаторов искусства была оценена на Западе после второй мировой войны, а у нас только в последние два-три десятилетия ХХ века. И потому возникают сомнения в значимости влияния художественной интеллигенции и ее произведений на массы неграмотного населения России, на низшие слои рабочего класса и беднейшего крестьянства, и не только их, но и на другие слои, а также и на не русские народы. Эта сторона проблемы требует своего исследования, хотя она очень сложна и трудна для изучения, ибо при этом необходимо докопаться до программ гуманитарных предметов учебных заведений разных уровней, найти численность учащихся в них, сравнить с имевшейся даже в изучаемом регионе численностью населения, грамотных среди них и так далее. Каждый ученый находит всегда свою методику проведения исследований. Но изучение этой темы внесло бы несомненно большой вклад в знания о роли художественной интеллигенции в судьбах многонационального народа России.
После революций 1917 г. роль художественной интеллигенции несомненно возросла, так как в России, во всех ее уголках, от больших городов до маленьких сел началось невиданное до селе явление – открытие изб-читален, библиотек, Домов и Дворцов культуры, музеев, где потребовались силы творческой интеллигенции для просвещения народа, приобщения его к культурным ценностям. Утверждать это положение автору статьи дает опыт исследования истории отечественной культуры, культурно-просветительной работы, исторических судеб художественной интеллигенции и т.д.
В советское время художественная интеллигенция однозначно оказалась востребованной, хотя она обязана была выполнять политический заказ однопартийной системы. Власть искала поддержки у художественной интеллигенции на право диктовать народу свои условия создания нового общества. При этом она влияла на сознание людей во всей их массе: тот, кто хотел что-то понять в современной ему жизни – читал между строк и как мог сопротивлялся режиму, кто-то искренне воспринимал все, что происходило в литературе, живописи, кино, театре. Но нельзя отрицать того, что в советское время в самых дальних уголках страны были известны имена деятелей культуры разных народов СССР будь то Юрий Рытхеу, Джамбул Джабаев, Расул Гамзатов, Янка Купала, Максим Танк, Булат Окуджава, Константин Симонов и др. Это было великое братство творческой, художественной интеллигенции, несшей народам огромной страны свое искусство.
Безусловно, ее роль в советское время можно рассматривать с нескольких сторон: с одной, как пропагандистов марксистско-ленинских идей строительства коммунистического общества, с другой как стоявших в оппозиции к авторитарному режиму, с третьей тех, кто иносказательно в своем творчестве пытался выразить отрицательное отношение к несвободе творчества, несвободе в целом всего общества. Во многом влиянию художественной интеллигенции во второй половине ХХ в. способствовали радио-и-кинофикация страны, затем появление телевидения.
С 90-х гг. после развала СССР и однопартийной системы сузились рамки влияния художественной интеллигенции, ее исключили тогда из политического процесса и предоставили самой выбираться из рамок рухнувшей системы, обретать опыт рыночной экономики, вживаться в новые условия. Не все смогли приспособиться к ним, о чем говорили и говорят серьезные писатели, такие как Виктор Астафьев или Григорий Бакланов, многие другие, произведениями которых зачитывались в 60-80-е годы ХХ века. К великому сожалению, сегодня трудно найти их произведения на полках книжных магазинов. Театры, как правило, уходят сегодня от острых современных проблем или они обращаются к мировой драматургической классике. Из музыкальных произведений наибольшее распространение имеет шоу-бизнес, проникающий везде и всюду, и не всегда имеющий высокий уровень.
Единственно, что радует, это телевизионный канал «Культура», который пытается дать представление о многообразии нашей российской культуры, который поднимает сложнейшие проблемы современности. Большинство же каналов ориентируются на массовую потребу развлечений: демонстрируют боевики, которые не учат доброте, а приучают к киноэффектному восприятию смерти, транслируют концертные программы и т.д. Именно в результате телевизионных шоу возникают и утверждаются в сознании современников те представители культуры, которых тиражирует телевидение, они становятся популярными, на них ориентируется основная масса населения, с них она берет пример и следует тому, к чему они призывают. Поэтому по прошествии десятилетия политики опомнились и вновь стали привлекать к своей деятельности во время выборов, своих сборов наиболее известных лиц из шоу-бизнеса, театральной среды, как это было в сообщении о вступлении некоторых из них в партию «Единая Россия».Но можем ли мы называть эту, с позволения читателей, «тусовку», представителями интеллигенции? Это еще один важный вопрос современной истории.
Таким образом, размышляя над вопросом о роли художественной интеллигенции в судьбах России во временном историческом пространстве, напрашивается вывод о неоднозначности и многослойности ее влияния как в различные периоды жизни страны в целом, так и в сферах ее деятельности, участии в общественно-политическом и экономическом процессах и т.д.. Необходимость исследования этих проблем очевидна, ибо понимание их будет способствовать дальнейшему движению России по пути прогресса и демократии.
 
 
Hosted by uCoz