Ершова Э.Б.
Использование художественной литературы
в исторических исследованиях .
Имеет ли право на научность в исторических исследованиях использование художественной литературы? Вопрос достаточно не праздный и имеет полное право быть заданным, ибо в современной истории расширились рамки научной проблематики, особенно той, что затрагивает социокультурные аспекты развития общества, отдельных слоев и групп населения страны и даже отдельной личности.
Так, в диссертации Ю.Б. Павлюка «Российское чиновничество в системе местного управления в первой половине XIX века ( на материалах Московской и Тверской губерний) при рассмотрении социокультурных факторов воспитания чиновничества того периода, его поведенческой модели автором были использованы образы из произведений А.С. Пушкина, Н. В. Гоголя и эта характеристика дополнила материалы о той среде, которая обитала в губернских учреждениях, придала особую значимость определению личности государственных служащих начала XIX века.
Исследуя социокультурные факторы становления мировоззрения видных консерваторов второй половины XIX века М.Н. Каткова, Д.А. Толстого и К. П. Победоносцева другой автор – А.В. Новиков - в своей диссертации « Российские консерваторы М.Н. Катков, Д.А. Толстой, К.П. Победоносцев и самодержавие (середина Х1Х - начало ХХ веков)» также остановился на аспекте влияния художественной литературы избранного им периода на формирование взглядов тех, кто в последней четверти XIX – начале ХХ вв. олицетворял внешнюю и внутреннюю государственную политику России. Они не могли не знать произведений Г. Державина, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, и многих других, известных в то время писателей.
Без использования художественной литературы невозможно себе представить научные работы, посвященные тематике художественной интеллигенции, показу духовной жизни российского общества в самые различные периоды его развития. Духовной жизни советского общества второй половины 50-х – начала 60-х годов по материала дискуссий в области литературы и искусства посвятила свою диссертацию Т.А. Шпакова, защитившая ее в 1990 г. в Институте истории АН СССР. Она уже тогда четко определила, что произведения литературы и искусства являются ценным источником информации о сознании той эпохи, которую исследователь изучает, о степени осмысления общественных проблем в художественном творчестве, о приемах сопротивления и компромиссах художника с господствующей идеологией и многое другое. Используя художественные произведения того времени, она продемонстрировала их сущностную роль в жизни общества.
Среди множества работ такого плана более позднего периода обращают на себя внимание монографии М.Р. Зезиной и З.Д. Ильиной.
М.Р. Зезина в своей монографии : «Советская художественная интеллигенция и власть в 1950-е - 60-е годы», говоря о тенденциях развития литературы и искусства в этот период, раскрывала судьбу многих произведений советских писателей, не получавших тогда разрешения на публикации. Многие из названных ею были опубликованы уже в ходе перестройки либо в 90-е годы ХХ столетия, либо вообще исчезали или отлеживаются до сих пор в неизвестных анналах. Однако даже краткое указание на такую художественную литературу дает нам возможность иметь представление о ее ценности не только с художественной точки зрения, но и с научной позиции.
Она впервые с научной точки зрения показала становление активной жизненной, гражданской позиции читателей, откликнувшихся на статьи критиков, которые на страницах "Нового мира" предложили идти по пути демократизации советской литературы в послесталинский период. В то же время, власть на эти проявления отреагировала неадекватно. Показ ситуации, сложившейся с журналом "Новый мир" в 1953-54 гг., с писателями А. Ахматовой, М. Зощенко и другими, фактически было аналогично ситуации 1936-1938 годов, когда творческую интеллигенцию, особенно писателей и драматургов, композиторов и художников заставляли каяться в несовершеннх ими ошибках, но зато выдвигавшихся партийными деятелями на основании ленинского лозунга о партийности литературы. Как во-второй половине 30-х г., так и в 50-е г. в руководстве литературой и искусством победили коммунистические идеологемы, а не творческий подход к произведениям.
Особый интерес в работе М.Р.Зезиной вызывает раздел, посвященный борьбе с «ревизионистскими шатаниями» художественной интеллигенции, где подробно изложена ситуация, сложившаяся в те годы по «делу Б. Пастернака» и «делу В. Гроссмана», ибо достоверных подробностей, соответствовавших объективному их освещению, не было долгие годы .В обществе о том и другом "деле" ходило множество слухов, обсуждалось на "кухонных" сходках интеллигенции, а официальная власть требовала гласного их осуждения, проработок на партийных и комсомольских собраниях и принятия решений о несогласии с взглядами этих писателей. Это противостояние власти и "теневого" мнения творческой интеллигенции, высоко оценившей роман Пастернака "Доктор Живаго" и рассказы Гроссмана, его обещание публикации книги "Жизнь и судьба", конфискованной затем КГБ, свидетельствовало лишь о наличии глубокой пропасти между теми, кто управлял государством, и теми, кто составлял его духовный потенциал. Говоря о монографии М.Р. Зезиной в целом, нельзя не признать, что ее использование художественной литературы как характеристики определенного периода 1950-х – 60-х годов может служить примером историко-психологического источника в исторической науке.
Другой подход к использованию художественной литературы как историко-психологического источника в научном исследовании применила З.Д. Ильина в своих многочисленных публикациях о духовной жизни населения Курского края в 1970 – 1980-е годы: «Литература и цензура в истории Отечества: 1970-1980-е годы» //Литература и искусство в истории Отечества. СПб. Нестор, 1998; Культурная политика и духовные потребности горожан Центрального Черноземья в 1976-1985 гг. – Курск, КГПУ.1996, и других. Она показала на многочисленных примерах роль художественной литературы в жизни советских людей, в воспитании их духовного облика, не обойдя при этом и негативные стороны навязывания не только чтения публиковавшихся книг, но и изучения в школах и вузах такой литературы как «Малая земля», «Целина», «Возрождение» Л.И. Брежнева. Но это факт той повседневной жизни, которую проживали граждане СССР, а значит он исторический и служит характеристике исторической эпохи.
В последнее время можно все чаще наблюдать использование художественной литературы как источника исторического исследования в диссертациях молодых ученых. Например, невозможно представить себе тему Тепикина В.В., посвященную взаимоотношениям творческих союзов писателей и журналистов Верхней Волги с властью в 1960-е годы, когда цензура жестко контролировала идейную сущность представлявшихся к публикации произведений писателей и статей журналистов.
Можно было бы привести множество таких примеров, но вывод один – художественная литература может служить историческим источником для исследований как повседневной жизни регионов, самых различных групп населения, так и формирования взглядов, мировоззрения, духовности в любые периоды жизни нашей страны.
 
 
 
 
Hosted by uCoz