Э.Б. Ершова
СПЕЦКУРС ДЛЯ ВУЗОВ «РОССИЯ И МИР: ТЕНДЕНЦИИ ТРАДИЦИОНАЛИЗМА
И МОДЕРНИЗАЦИИ В ИХ РАЗВИТИИ».
 
В одной из телевизионных передач в начале ноября 2002 г. политолог Сергей Караганов очень верно отметил, что российская элита не была готова к проведению широкомасштабных реформ в 90-е годы и до сих пор не знает тех тенденций, по которым сегодня развивается мир, то есть Запад и Восток. Разные школы ученых постоянно противопоставляют Россию Западу или Востоку, кто-то видит тенденции ее развития по восточному, а кто-то по западному типу. А.И.Уткин в своей книге «Россия и Запад: история цивилизаций. М.2000» попытался осмыслить и рассмотреть тенденции их развития, но при этом вольно или невольно больше склонялся к изложению истории России, хотя есть у него немало и аналитических страниц.
По теме «Запад—Россия—Восток» состоялась конференция в Костроме(1), вышли несколько публикаций, защищены диссертации (2), в которых были высказаны разные точки зрения. Именно недостаточность знаний по данной тематике будущих специалистов системы управления в разных сферах жизни российского общества привели автора к необходимости разработки и введения в учебные программы ГУУ дисциплину по выбору «Россия и мир: тенденции традиционализма и модернизации в их развитии».
Спецкурс важен для подготовки специалистов системы управления в любой сфере народного хозяйства, изучив который, они должны обладать более широким интеллектуальным уровнем оценки мирового развития и места России в нем, должны уметь анализировать явления и процессы, происходящие в мире с точки зрения знания тенденций и традиционности развития тех или иных стран, их особенностей и закономерностей цивилизационного развития.
Спецкурс носит междисциплинарный характер, так как при его изучении необходимо знание истории России, всеобщей истории, политологии, социологии, философии, экономических учений и макроэкономики.
В результате изучения спецкурса выпускник ГУУ должен свободно ориентироваться в тех многогранных факторах развития мирового сообщества и одновременно понимать особенности развития России, её приоритетов по сравнению с Западом и Востоком.
Задачами изучения студентами спецкурса являются - усвоение особенностей и закономерностей традиционного и модернизационного пути развития стран Запада и Востока, и соответственно России на протяжении Х V - начала ХХ I вв. Отсчет с Х V в. взят в связи с тем, что возвышение Европы началось именно в XV веке., когда ее представители, с одной стороны, двинулись на поиски новых земель за океаном, а с другой, обнаружили у себя под боком на Востоке новое государственное образование -- Московскую Русь и вынуждены были обратить на нее внимание с точки зрения как противовеса Оттоманской империи, так и территории, которую очень хотелось ввести в католический мир, заставить отказаться от православия после завоевания кочевниками Византии. В этом плане очень важно дать студентам понимание факторов того, как смог Запад опередить по своему развитию все другие страны, что он усвоил из предыдущего опыта человечества, как знания прежних цивилизаций способствовали модернизации самых различных сфер жизни западных стран.
За время изучения спецкурса студенты должны усвоить и понять факторы развития западных стран, построивших гражданское общество и правовое государство, и проблемы исконно традиционных явлений, препятствующих России быстро двигаться в том же направлении.
На фоне этих событий и явлений студентам важно понять почему Россия смогла остаться независимой, смогла укрепить свою государственность и затем отразить все попытки вовлечь ее в сферу духовных и материальных интересов Запада, развивая при этом самые различные формы отношений с ним.
В то же время историки, политологи, философы считают, что именно с Петровских реформ Россия повернула на цивилизационный путь развития по типу европейских государств, и старалась уйти от специфики восточного типа управления. В раскрытии этой темы важное значение имеет показ формирования определенных черт русского народа в период татаро-монгольского ига, значимость результатов управления Русью Золотой ордой в политической, экономической и духовной сферах.
Немаловажное значение для формирования планетарного сознания студентов имеет раскрытие передними взаимоотношений России и стран Запада и Востока, Северной и Южной Америки, африканских государств в Х IX - XX столетиях и на рубеже ХХ I в. При этом необходимо показать разные пути развития этих стран: либо их ориентировку на европейский тип развития, либо половинчатость реформ или нежелание, а может быть и невозможность из-за неразвитости экономики, недостаточности образованности населения, несовершенства политической системы и многих других факторов откат их в традиционализм средневекового периода.
Для будущих специалистов управления должны быть понятны глобальные противоречия современного мира, существующие между народами и государствами, идеями и политическими силами, дающие основу для противостояния разных сил, что способно привести к уничтожению планеты. В свете раскрытия глобальных проблем современности в мире должно сформироваться и понимание места России в нем и поиске кардинальных решений, способных если не предотвратить, то хотя бы отодвинуть катастрофу с надеждой на решения проблем в будущем.
1. Россия: Европа и Азия. Истоки, история и уроки цивилизационного дрейфа. Кострома.2000.
2. Серия «Россия и Запад»; Люкс Л. Россия между Западом и Востоком. Сб. статей. М.1993; Россия и Запад. Диалог или столкновение культур. Сб. статей. М.2000; Усманов С.М. Восток в общественно-политическом сознании русской интеллигенции XIX -начале XX веков. Автореф...докт.истор. наук. Иваново.2000, и др.
 
Hosted by uCoz