Ершова Э.Б.
 
Создание системы художественной культуры
в Белоруссии в 20-е годы ХХ века.
 
Со времени перестройки было принято отрицать любые достижения Советской власти не только в целом по стране, но и по регионам. Отрицание очевидных фактов вновь приводило историческую науку к перекосу в научных исследованиях. Никто сегодня не отрицает, что над всей жизнью народов СССР довлели идеологические догматы, но нельзя отрицать и того, что в деятельности структур новой тогда власти было много рационального, что и сегодня забывать не следует. Архивы, сохранившие для потомков материалы прошлых лет, позволяют увидеть в объективном ракурсе все, что происходило в жизни как общества СССР в целом, так и отдельных национальных регионов.
Несмотря на то, что Республика Беларусь сегодня является самостоятельным субъектом, интерес к процессам, происходившим в годы её вхождения в состав СССР, продолжает оставаться актуальным и значимым по своей научности и практическому пониманию. Многие аспекты истории Белоруссии 20-х годов уже рассмотрены в советской, российской и белорусской историографии, но некоторые еще остались вне внимания ученых. Одним из таких аспектов, на наш взгляд, является недостаточная степень изученности проблемы создания системы художественной культуры в Белоруссии в 20-е годы теперь уже прошлого столетия.
Объявив 1 января 1919 г. об образовании Белорусской советской республики как самостоятельного государства, ЦК КПБ(б) и ЦИК стремились воплотить в жизнь направления, которые в это время проводились в Российской Федерации. Они руководствовались присылаемыми из Москвы партийными и советскими документами. С одной стороны, партия большевиков, стоявшая у власти в республике, пользовалась опытом управления центральной власти, а с другой, вынуждена была учитывать местные условия, степень культурного развития белорусского народа и представителей других этнических групп, проживавших на её территории. Кроме этого, нельзя было не учитывать того, что территория Белоруссии в это время являлась плацдармом гражданской войны, не все её районы были освобождены от немецких и польских военных подразделений. Через её территорию шел рейд Тухачевского на Варшаву, продолжали действовать различные банды типа отряда Булак-Булаховича, к тому же очень сильно было разрушено хозяйство. Исходя из такой обстановки белорусские большевики должны были фактически создавать заново всю государственную и общественную инфраструктуру, в составе которой было и художественное просвещение.
Учитывая, что до 1926 г.(когда часть из них были введены в состав БССР) такие территории БССР, как Стародубский, Новозыбковский, Мглинский, Рогачевский, Могилевский, Оршанский, Почепский, Чериковский, Речицкий и другие районы Гомельской губернии, входили в состав РСФСР и подчинялись центральным органам, находившимся в Москве. Поэтому можно сказать, что начало созданию структур художественной культуры в республике было положено центром.
После освобождения территории Гомельской губернии в ходе гражданской войны, там сразу же возникают первые структуры, задачей которых стало собирание художественных сил для проведения работы среди населения, для создания художественных школ, театров, оркестров и других видов художественной работы. Осенью 1920 г. было организовано Гомельское губернское отделение Всероссийского союза работников искусств (далее – Всерабиса). 20-23 сентября 1920 г. состоялась I губернская конференция работников искусств. В числе присутствовавших 17 делегатов с решающим голосом и 8 – с совещательным были представлены все виды искусства и обслуживающих подобные учреждения сотрудники, а также всевозможные общественные организации, партийные и советские органы. Помимо принятых тогда идеологических решений о воспитании и перевоспитании художественных кадров в духе пролетарской солидарности и пролетарского сознания было принято важные решения о создании специальных музыкальных школ, организации симфонического оркестра, других оркестров при отделах народного образования, недопущении реквизиции музыкальных инструментов у работников искусств (1). Руководство отделения Всерабиса предложило всем уездным отделениям незамедлительно представить данные о художниках, музыкантах, актерах, певцах с указанием числа среди них коммунистов (2).
В октябре-ноябре 1920 г. по всем уездам прошли общие собрания деятелей искусств, выявившие такую особенность, как разница в наличии подобных кадров по разным районам. Например, в Мглинском уезде было 8 преподавателей по классам скрипки, фортепьяно, флейты, хорового пения, кларнета, медных духовых инструментов, сольного пения, хорового пения, сольфеджио; действовали Великорусский хор в количестве 36 чел., еврейский хор – 26 чел., духовой оркестр в составе 20 чел., струнный оркестр (септет) – 7 чел., любительский великорусский оркестр. В Почепском отделении Всерабиса больше было драматических актеров и киноработников; в Рогачевском – актеры и обслуживавший их персонал (3). В самом Гомеле в 1920 г. работали 2 театра и 3-й был на ремонте, художественная студия им. М.А.Врубеля, где существовали мастерские по натуре, натюрморту, декоративным материалам, классы графики и формования, а также была восстановлена музыкальная школа (4). Всего к началу 1921 г. в 10 уездах вместе с Гомелем насчитывалось 1274 работника сферы искусства, зарегистрировавшихся в отделениях Всерабиса (5). Независимо от количества деятелей искусства в уездах Гомельской губернии, все они должны были принимать участие в мероприятиях, организуемых партийными органами, таких как проведение субботников, концертов в пользу голодающих, в армейских подразделениях, в дни празднования революционных дат. В основном, это были благотворительные концерты, хотя в армейских подразделениях артистов часто кормили ужином или давали сухие пайки, что даже способствовало заинтересованности во вступлении в ряды Всерабиса тех, кто еще не решил для себя такой проблемы как - идти ли на службу к новой власти. Очевидно, что колебания в среде художественной интеллигенции были достаточно высоки, ибо многие из них то входили в союз, то выходили из него. Причины такого поведения были многоплановы: несогласие с руководством союза, с его решением о частых бесплатных выступлениях, из-за маленькой заработной платы, жилищных неудобств и т.д. Но уже к 1926 г., когда в стране начала действовать резолюция «О политике партии в области художественной литературы», принятой ЦК ВКП(б) в 1925 г., и распространившейся в своем влиянии на всю художественную культуру, все работники искусств были просчитаны и зарегистрированы. В ходе дальнейшей централизации власти было обращено внимание на художественную культуру, в том числе и национальную, как на одно из важнейших направлений формирования в сознании масс идеологии пролетарского интернационализма, атеизма, марксизма. В таком сформированном виде структура управления художественной культурой ряда уездов Гомельской области в результате территориальной реформы вошла в состав БССР. Тогда из многих уездов были созданы Могилевская, Гомельская и Витебская области.
Справедливости ради необходимо отметить, что в годы нахождения Гомельской губернии в составе РСФСР, все народы, жившие там, имели возможность создавать свои национальные творческие коллективы. Эта традиция сохранялась там и позднее, но при подведении итогов все же стали обращать внимание на наличие белорусских коллективов, а к середине 30-х г. были ликвидированы все национальные коллективы, творческие объединения, кроме белорусских и русских. Такая политика связана была с развертыванием в целом в стране борьбы с так называемым «национал-демократизмом», в которых партия увидела «врагов народа» и пролетарской диктатуры. Все отделения Всерабиса новых территориальных образований перешли в ведение Белорусского союза работников искусств, который применял у себя многие формы работы своего предшественника и руководящего органа.
Таким образом, анализ многих материалов дает возможность представить ученым степень и формы создания многонациональной художественной культуры в отдельно взятом регионе СССР – Белоруссии, и взаимодействие в этой области там также органов власти как центра, так и региона.
 
-------------------------------------------------------------------
1.ГА Гомельской обл. Ф.131.Оп.1.Д.2.Л.3 - 7.
2. Там же. Д.1.Л.1.
3.Там же. Д.12. ЛЛ.2,7-8, 21-24. Д.14.Л.5.
4. Там же. Д.16. ЛЛ.1,2.
5.Подсчет автора. Там же. Д.20.ЛЛ. 1,2,3,8,12,16,19.Д.28. Л.209-217. Д.29
.Л. 15.Д.31.Л.2-3.Д.35.Л.1-78.
 
Hosted by uCoz