Ершова Э.Б.
Современная историография российской благотворительности.
Отрадным явлением российской историографии за последние два десятилетия стало изучение истории благотворительности в стране. Это свидетельствует, прежде всего, о том, что общество созрело в своем понимании важности оказания помощи тем, кто волею судьбы, волею жизненных ситуаций оказались в нечеловеческих условиях, оказались либо выкинутыми на улицу, оказавшимися в домах для престарелых, детских приютах и так далее. Движение души общества в сторону оказания помощи таким людям, брошенным детям в условиях перехода к рыночной экономике меняется в пользу понимания необходимости исследовать этот аспект в его историческом разрезе, ибо без представления себе всех факторов, которые были либо причинами потери себя людьми, либо результатом каких-то катаклизмов: от природных до человеческих подлостей, оставлявших и до сих пор оставляющих людей без помощи, достаточной для нормального существования. Этому ощущению необходимости осознания такого явления способствовал негласный отказ государства от поддержания тех слоев, которые оказались на дне его общества, объясняемый отсутствием средств на спасательные операции. В то же время история России богата данными благотворительности в самые разные периоды ее жизни.
Таким образом, можно смело утверждать, что данная тема исследований российских ученых актуальна, научно и практически значима. Особенно распространяется она по многим регионам в последнее десятилетие: создаются центры по её изучению, проводятся конференции, защищаются диссертации, выходят монографии. Пусть не покажется это нескромным, но автор данной статьи сама начинала в 90-х гг. изучать благотворительность российского общества с оказания помощи государством в Х1Х в., организациями и разными людьми женщинам и детям, а следом пошло изучение других аспектов благотворительности (1).
Появившиеся в последнее время работы по истории благотворительности можно распределить по таким параметрам: географические, территориальные рамки; хронологические и по тематике – церковная, общественная, государственная, купеческая, потенциарной системе, домам призрения детей или взрослых, частная или личностная и так далее. Не претендуя на полное освещение всей вышедшей литературы по данным аспектам, попытаемся дать анализ тех важных направлений, которые позволяют увидеть эту проблему во всем её большом объеме и значимости.
Прежде всего, хотелось бы отметить расширение географических рамок исследования благотворительности в России. Это, конечно, Москва и Санкт-Петербург, к которым затем присоединяется Екатеринбург, Ростов-на-Дону, Оренбург, Ижевск
Тверь, Кострома, Челябинск, Ставрополь, Нижний Новгород, Тула и т.д. Уже одно перечисление регионов дает представление, насколько актуальна для всей территории России эта деятельность, а значит и знание о ее истоках, причинах и результатах (2). При этом хотелось бы отметить, что темы никоим образом не повторяются, и каждый исследователь ищет и находит свою нишу в этой обширной тематике.
Вторым аспектом в изучении благотворительности являются хронологические рамки: более всего от ХУШ века до наших дней (3), хотя пробелов еще в территориально-временном аспекте достаточно много. Не во всех регионах история благотворительности изучена досконально от появления любого её вида в разные исторические периоды до сегодняшнего дня. Этот аспект развивается в большей степени эпизодически, т. е. по выбору самого исследователя и исходя из того материала, который, смеем утверждать, попался ему на глаза и показался интересным.
Только появление в 90-е годы центров по изучению благотворительности и других близких по тематике проблем (например, истории российской интеллигенции, истории православной церкви и др.) начинает способствовать более целенаправленным исследованиям(4).
Но, безусловно, самым важным структурным компонентом изучения благотво-рительности в истории России является тематика этих исследований. Она разнообразна и многоуровневая, о чем свидетельствуют материалы самых разных конференций и авторефераты защищаемых по данной теме диссертаций.
Среди последних работ можно отметить диссертационную работу Т.Г.Леонтьевой «Православное сельское духовенство в условиях модернизации России (вторая половина Х1Х – начало ХХ века), защищенную на соискание ученой степени доктора исторических наук в мае 2002 г. и её монографию (5), в которых она уделяет определенное внимание благотворительности сельского духовенства. Понятно, что эта проблема дана ею частично, ибо цели и задачи она ставила перед собой иные: в большей степени показать его социальный облик и роль в обществе, в частности, в сельских приходах. Поэтому тема благотворительности была соответственно сопроводительной, но выводы автором сделаны достаточно серьезные и потому нуждаются в дополнительном исследовании. Понятно, что сельские приходы чаще всего были небогатыми, а потому и доходы церкви были невелики. И все же даже несмотря на это, служители церкви, монастыри оказывали посильную помощь немощным, устраивали при своих приходах больницы, дома для паломников, где находили какую-ни-какую, хоть и скудную, но пищу и кров.
Интересной работой стала кандидатская диссертация Гаврюшина С.И., в которой он на большом фактическом материале рассмотрел этапы историографии по российской благотворительности, историю благотворительности ведомства императрицы Марии за более, чем столетие – с конца ХУШ в. до 1917 г., когда по ходу революции оно перестало существовать (6). В диссертации рассмотрены самые различные аспекты деятельности этого ведомства: реорганизационные за более чем столетнее существование, финансирование, расширение сфер деятельности по типам открываемых им учреждений до превращения фактически этого ведомства в государственное учреждение помощи немощным, больным, престарелым, малолетним детям и т.д. Хотелось бы надеяться, что труд Гаврюшина С.И. появится в печати и послужит отправной точкой для многих новых исследований.
Однако пока ни один из исследователей не смог ответить на вопрос о том, почему при всем множестве форм и видов благотворительности, нищенство, попрошайничество, жизнь в условиях крайней нищеты огромной массы людей так и не уничтожала их, а наоборот, это явление имело все большее распространение. Могло ли быть так, что благотворительность с подачи венценосных лиц стала модной, или это все происходило по зову души? А может быть это было стремление войти в историю, получить дворянство или быть замеченными обществом, императорской властью и так далее? Что руководило теми, кто оказывал благотворительную помощь разным категориям беднейшего населения России? Известно, что благотворительность как таковая, исчезла после Февраля 1917 г. и тем более после Октября 1917 г., хотя в первые годы новой власти нищенство и попрошайничество оставались до ликвидации новой экономической политики. Вполне вероятно, что необходимо изучить заново советскую систему социального обеспечения, исключив из нее старые подходы однопартийной системы, ибо при советской власти после нэпа, как бы её ни ругали, ни критиковали, не было столько нищих на улицах, не было бомжей, и детская беспризорность так не волновала общество, как теперь, в условиях перехода страны к рыночной экономике. На мой взгляд, нельзя это объяснять необходимостью издержек перестройки общественно-политической системы или какими-то особыми чертами менталитета россиян. Думается, что многим исследователям необходимо было бы включать подобные аспекты и искать новые подходы к объяснению этих явлений в России.
Безусловно, требует своего исследования современные факты благотворительности – кто, когда пришел к осознанию необходимости ее осуществления, в каких регионах она уже есть, а где в ней нуждаются, но пока ни власть, ни спонсоры (современное название благотворителей) не готовы к её организации. Вопросов много, но то, что этой проблемой занялись ученые, говорит о значимости темы.
Таким образом, анализ последних работ российских ученых по истории благотворительности показывает нам, что пока нет еще комплексной работы, в которой были бы объединены самые разные аспекты, рассматриваемые пока исследователями по отдельности. В то же время их тематика свидетельствует о разннообразнейших формах благотворительности, существовавшей в России. Остается надежда на то, что найдется историк, который объединит все материалы в единую концепцию по всем параметрам.
1.См. Ершова Э.Б. Церковная благотворительность в России по отношению к женщинам и детям на рубеже Х1Х-ХХ вв./СПб.1998.КЛИО. N 1.; Её же. Из истории благотворительности православной церкви на ру­беже Х I Х-ХХвв.; Её же. Трудовая благотворительность российского общества в поре­форменный период..//Интеллигенция и проблемы формирования пра­вового гражданского общества в России. Екатеринбург Изд.УрГУ.2000 г.; Её же. Из истории благотворительных учреждений России второй половины Х1Х в. //История Российской духовности. Материалы Двадцать второй Всероссийской заочной научной конференции. Изд. «Нестор». СПб.2001; Её же. Благотворительность санатория «Марьино».//Милосердие и благотворительность в российской провинции. Екатеринбург. 2002 и др.
2. См. Интеллигенция и проблемы формирования пра­вового гражданского общества в России. Тезисы докладов Всероссийской конференции. Екатеринбург Изд.УрГУ.2000 г.; История Российской духовности. Материалы Двадцать второй Всероссийской заочной научной конференции. Изд. «Нестор». СПб.2001; Милосердие и благотворительность в российской провинции. Тезисы докладов Всероссийской конференции 22-23 марта 2002 г. Екатеринбург и др.
3. См.:Власов П.В. Обитель милосердия: О дореволюционных московских благотворительных учреждениях. М.,1991.;Нувахов Б.Ш. История милосердия и благотворительности в отечественной медицине ХУШ-начале ХХ веков. Дисс. на соиск..уч. степ. д.и.н. М.,1993.; Жукова Л.А. Деятельность женских благотворительных организаций в России по оказанию помощи женщинам и детям в ХУШ – начале ХХ вв.//Женщина в российском обществе. Иваново.1996.№ 1; Её же. По заветам Марфы и Марии (Из истории женской благотворительности в России в ХУШ-начале ХХ вв.// Родина.1998. № 3.; Ульянова Г.Н. Благотворительность московских предпринимателей:1860-1914 гг.М.,1999.; Гаврюшин С.И. Императрица Мария Федоровна и её деятельность по созданию системы благотворительных учреждений в России.// Женщина в российском обществе.2002. № 1; Его же. Четвертое отделение Собственной его императорского величества канцелярии: организационное устройство и деятельность.//Реформы в России и проблемы управления.М.ГУУ.2002; и др.
4. Центр благотворительных фондов и организаций Свердловской области; Ивановский центр гендерных исследований и др.
5. Леонтьева Т.Г. Вера и прогресс: православное сельское духовенство России во второй половине Х1Х-начале ХХ в. М.,»Новый хронограф».2002.
6. Гаврюшин С.И. Организационное устройство и деятельность ведомства учреждений императрицы Марии (1797-1917 гг.). Дисс….к.и.н. М.2002.
 
Hosted by uCoz