Ершова Э.Б.
Повседневная жизнь российской глубинки в начале ХХ века.
(Из неопубликованных воспоминаний современников).
 
Все дальше уходит в историю ХХ век, в котором жили наши прадеды, деды, родились и трудились наши родители, мы сами – те, кому за 20. Но тем пристальнее мы всматриваемся в него, так как его бурный поток перевернул обычную жизнь не только столиц, но и провинции, и далекой глубинки, какой, например, был Урал, славившийся в начале века многими достижениями в производстве металла, изделий из полудрагоценных камней, чугунного художественного литья и т.д. Влекут в его истории все аспекты общественно-политической жизни, развития образования, формирования интеллигенции и её деятельности в разные периоды того века и, безусловно, интересен аспект повседневной жизни людей того времени, ибо не было тогда еще ни радио, ни телевидения, а кинофильмы привозили и демонстрировали столь редко, что это было чуть ли не историческим событием для всего города или поселка. В оставшихся в семьях уральцев письмах с фронта Первой мировой войны, гражданской, Великой Отечественной нет более теплых строк об обыденных жизненных сторонах того времени, когда оно еще было мирным, о тех заботах, которыми тогда жили. Это просматривается и в неопубликованных дневниках наших современников, которые велись для себя, и пока остаются «непричесанными», «неприглаженными». Знание этой стороны жизни наших предков позволяет видеть как далеко ушло общество в своем развитии: информационном, технологическом, бытовом, образованности, уровню развития в целом; позволяет увидеть, что потеряло общество с приобретением нового уровня развития в нравственном отношении, в морали, поведении и т.д.; помогает понять ту ностальгию о прошлом, которую испытывает старшее поколение.
Традицией провинциальных семей России всегда была их многодетность и как правило – средний достаток. Будучи мастеровыми, они не отказывались и от крестьянского труда, имея в своем распоряжении так называемые «заимки» - 2-3 десятины земли среди уральского леса и сенокосные угодья на склонах уральских гор. Исходя из рода их занятий, работа определялась, во-первых, сезонностью, а во-вторых – наличием собственного хозяйства. Мужчины в таких семьях занимались хлебопашеством, заготовкой сена, мастерили на продажу конскую упряжь и другие необходимые в хозяйстве вещи. Женщины с малолетства приучались управляться со скотом, стирать белье, катком отглаживать его, прясть пряжу, ткать из льна добротную ткань, вышивать, с малолетства готовить себе приданое.
По воспоминаниям моего дяди Смирнова Виктора Васильевича, такой семьей в десять человек детей, была семья Закаляпиных в Каслинском заводе. Кроме своих десяти детей у них росли и внуки, человек 6. И управлялась с ними со всеми при пьющем, хотя и мастером с золотыми руками, муже Прасковья Никитична, которая и сама была из такой же многодетной семьи Малышкиных.
Садилась такая семья за стол в столовой, отгороженной от кухни и называвшейся середой (видимо, средняя в доме комната, близкая к кухне), обедать или ужинать. Каждому давался большой ломоть хлеба, испеченного в своей печи, и если урожай зерна был хороший, то и из своей муки, и ложка.
Посреди стола ставилась большая миска с первым (мясные щи, окрошка, суп с грибами, куриный суп или из индейки – из той живности, что была в хозяйстве). После произнесения молитвы по команде старшего в доме все начинали есть первое. Оставшееся мясо делили на всех по кусочку. Смеяться, хихикать, баловаться за столом было непозволительно, ибо можно было сразу получить ложкой по лбу. За первым подавалось второе – каша из разных круп или картофель, приготовленный по своему рецепту. Запивали и заедали все это киселем, компотом или молоком с пирогами.
В семьях достаточно жестко соблюдали все религиозные праздники и посты, и тогда менялось меню обедов и ужинов. Завтракали по-разному, так как мужчинам нужно было начинать рано свою работу, старикам и маленьким детям позволялось поспать подольше и потому им приходилось завтракать позднее. Но общий обед и ужин (если кто-либо из семьи не уезжал на ярмарку в Екатеринбург или Челябинск) были обязательны для всей семьи.
Пока старшие занимались хозяйством, дети свободно играли в огороженном дворе. Самой любимой тогда игрой была игра в лошадки – запрягать и распрягать лошадей; зимой – катание на санках и коньках. Длинными зимними вечерами бабушка Прасковья играла с малыми детьми в карты, девочки постарше и девушки пряли, ткали, вышивали при свете керосиновой лампы, тихо напевали русские народные песни.
В праздничные дни после посещения церкви садились за стол, главным блюдом которого были пельмени и пироги с рыбой, а на сладкое – пироги с лесными ягодами. А потом вся семья развлекалась в соответствии со своими интересами. Молодежь ходила в заводской клуб, где ставили спектакли и проводились вечера. Новый год встречали весело: ставили елку, украшая её собственноручно сделанными игрушками – цветными, бумажными цепочками, хлопушками, вырезанными из бумаги фигурками; проводили детские праздники с приглашением детей из других семей, родственников. Вечерами, отправив детей спать, устраивали в самой большой комнате вечорки, где пели и танцевали под гармонику, балалайку и любой имевшийся в доме инструмент.
Летом прогуливались по главным улицам, где юноши присматривали себе невест, а невесты – женихов, после чего старались узнать все о семье приглянувшихся друг другу молодых людей и затем засылали сватов, назначали день венчания и свадьбу. Молодая жена, как правило, должна была идти в дом мужа и выполнять все распоряжения свекрови и свекра, старших деверей и золовок. Таковы общие черты повседневности внутренней России, сложившейся в течение столетий и изменившейся лишь в связи с революциями 1917 г.
 
Hosted by uCoz