Э.Б.Ершова
ПЕТЕРБУРГ— ПЕТРОГРАД — ЛЕНИНГРАД В СУДЬБАХ
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ БЕЛОРУССИИ
 
С самого основания учебных заведений в Санкт-Петербурге в XVIII веке они занимали большое место в судьбах интеллигенции самых разных поколений, наций и народностей России, будь она императорской, республиканской советской или президентской. Вряд ли найдется в России народ, представители которого так или иначе не коснулись бы Петровской столицы в разные времена.
Значимую роль этот город сыграл и в судьбах художественной интеллигенции Белоруссии, среди которой были представители по национальности не только белорусы, но и другие, кто оказался в Белоруссии по разным причинам и внес свой вклад в развитие культуры республики.
В числе тех, кто прошел подготовку в разных учебных заведениях Петербурга – Петрограда - Ленинграда, много известных в Белоруссии художников, писателей, актеров, режиссеров и т.д. Назовем некоторых из них. В конце XIX века Петербургскую Академию художеств окончил Юлий Пэн. Вернувшись в свой родной город Витебск, он не только занимался творчеством, но и обучал детей изобразительному искусству. Среди его учеников был Марк Шагал, получивший у Ю.Пэна первоосновы живописи. Позднее их пути разошлись, но М.Шагал сохранил светлые воспоминания о своем первом учителе живописи, о чем и написал в своем поздравительном письме (1).
В 1932 г. в Белоруссию переехал композитор Золотарев Василий Андреевич (1872-1964). Он родился в Таганроге в семье рабочего табачной фабрики. Его отец – грек, а мать – украинка. В 16 лет он отправился в Петербург и там с 1888 по 1892 годы занимался в Петербургской Придворной певческой капелле у М.А. Балакирева. Его успехи в музыке были отмечены композиторами Н.А.Римским-Корсаковым, П.А. Краснокутским и А.Лядовым. в 1900 г. В.А.Золотарев окончил курс композиции по классу Н.А.Римского-Корсакова в Петербургской консерватории. К этому времени он уже стал известным композитором, создавшим «Сюиту в форме вариаций» (Соч.2), Элегию (Соч.34), Вторую симфонию «1905 год», ряд хоровых произведений. В Белоруссию он был направлен Наркомпросом СССР в качестве педагога в только что открывшуюся там консерваторию. Там он написал целый ряд своих новых произведений, среди которых особенно известна была «Танцевальная сюита», основой которой были народные белорусские мелодии. С 1937 г. он жил в Москве (2).
Если В.А.Золотарев только некоторое время провел в Белоруссии, то для композитора Евгения Карловича Тикоцкого она стала второй родиной. Он родился в Петербурге в 1893 г. в семье военного. Музыкальное образование получил на частных музыкальных курсах Э.Волковой -- Бонч-Бруевич в 1911 г. В 1920 г. поселился в Белоруссии, работал в музыкальных школах Бобруйска. С 1932 г. он член Союза Советских композиторов. В 1935 г. переехал в Минск, где преподавал и создавал свои музыкальные произведения. Он был автором одной из первых белорусских опер «Михась Подгорный» (1938), автором симфоний, фортепьянных концертов. В годы Великой Отечественной войны был в эвакуации в Уфе, но после войны вернулся вновь в Минск, где его не стало в 1970 г.(3).
К художникам, оставившим большой след в развитии искусства Белоруссии, относится и Волков Валентин Викторович (1881-1964). Он родился в Ельце Орловской губернии в семье живописца-ремесленника. С 1901 по 1907 г. обучался живописи в Пензенском художественном училище, а с 1907 по 1915 гг. – в Петербургской Академии художеств. Участвовал в Первой мировой войне, но с началом революции вернулся в Петроград, откуда переехал в 1919 г.сначала в город Велиж, где преподавал до 1923 г. в художественной школе. С 1923 по 1927 гг. вел свои классы в Витебском художественном техникуме. С 1929 г.до начала войны занимался художественным творчеством. С 1953 г. пошел вновь на преподавательскую работу в Белорусский театрально—художественный институт, где вел классы графики и живописи, а также оформительское искусство. В 1957 г. он стал профессором. Наиболее известными его работами стали портреты «Кастусь Калиновский» (1925 г.), В.И. Ленина (1926 г.), картины «Молотобоец» (1926 г.), «Плотогоны» (1927 г.), «Минск, 3 июля 1944 года», посвященная освобождению Минска от немецко - фашистских захватчиков (4).
Усиление революционных настроений в начале ХХ века не могло не отразиться в регионах России, и в том числе – в Белоруссии. Большая группа белорусской интеллигенции обучалась в эти годы в существовавших тогда в Петрограде учебных заведениях. Они создали свое белорусское общество, где обсуждали разные проблемы современности, особенно их волновал вопрос создания независимого Белорусского государства, примером которого они брали Литовско - белорусское княжество XV - XVI вв. В 1915 г. в Петрограде было создано на основе белорусской общины Белорусская Социалистическая Громада, существовавшая там до 1918 г. Инициатором ее создания был поэт, писатель Дмитрий Жилунович или как его звали и знали в Белоруссии – Тишка Гартный (5).
Но после Октябрьской революции члены БСГ переехали в Минск, а в Петрограде было организовано «Общество любителей белорусского народного искусства, которое своей целью ставило содействие развитию белорусской литературы, театра, народной словесности, архитектуры, музыки, защиту и сохранение исторических памятников искусства. Общество приняло устав, зарегестрированный в юридическом отделе Белорусского национального комиссариата, находившегося тогда в Петрограде.
В числе членов – учредителей этого общества был и Тишка Гартный, рекомендованный позже В.И. Лениным на пост председателя Временного рабоче-крестьянского правительства Белоруссии. В течение первого месяца существования этого правительства Д. Жилунович (Тишка Гартный) подписал декрет «О передаче культурных ценностей науки и искусства, которые находятся в поместьях и разных учреждениях, Комиссариату просвещения и об организации их учета, охраны и сбора» (6).
В годы Советской власти ЦК Компартии Белоруссии, как ведущий орган власти в республике, аналогичный и подчиненный ЦК ВКП(б), обращался в Ленинградские учебные заведения либо о направлении туда на учебу, либо о направлении выпускников в Белоруссию на работу. Так. в 1921 г. одно место в Петроградскую государственную консерваторию было предоставлено по разнарядке ЦК РКП(б) Белоруссии и еще одно Витебску, который тогда входил еще в состав РСФСР(7). Тогда же были предоставлены места Витебску, Гомелю, Белоруссии в Петроградский институт внешкольного образования (8).
В 1930/31 учебном году в Ленинградский Политпросветинститут им. Н.К.Крупской были направлены на учебу Спасов из Могилева, Раскин из Минска, Евсеенко из Гомеля. В том же году Культпроп ЦК КП (б) Белоруссии обратился в тот же институт с просьбой командировать на летнюю практическую работу в Белоруссию16 человек, которым обещана оплата по 100 руб в месяц. В случае согласия руководства института просьба откомандировать их непосредственно по 2 человека в распоряжение культпропов окружных комитетов партии Витебска, Полоцка, Мозыря, Минска, Орши, Могилева, Гомеля и Бобруйска (9). Сведений о направлении студентов в архивах не нашлось. Но наличие такого обращения говорит о том, что это было не впервые, ибо в 1930 г. ЦК ВКП (б) направило в распоряжение ЦК Белоруссии 12 выпускников Ленинградского Политпросветинститута. Однако этого количества было недостаточно, ибо кадров культуры остро не хватало (10).
Велика значимость Ленинграда была и в создании Белорусской кинематографии. До 1933 г. в Ленинграде работали белорусские база кинохроники, кинолаборатория, кинофабрика. В 1933 г. была проведена реорганизация системы управления культурой, в результате чего белорусское кино было выделено из Союзкино. Новой организации -- Белгоскино -- были даны права Главного управления по делам кино и фотопромышленности БССР, в числе которых были все структуры белорусской кинопромышленности, находившиеся в Ленинграде.
Таким образом, анализ многих архивных документов показывает, какую важную роль играл Петербург – Петроград – Ленинград в судьбах творческой интеллигенции Белоруссии, в ее подготовке для выполнения задач развития белорусской культуры и искусства.
Примечания:
1.См.Ершова Э.Б. Исторические судьбы художественной интеллигенции Белоруссии. 1917-1941.М.1994. С.44—45.
2. ЦГАМЛИ РБ. Ф.143.Оп.1.Л..2.
3. Там же. Ф.181. Оп.1. Л.2.
4. Там же. Ф. 192. Оп.1.Л.2.
5. НА РБ. Ф.4. Оп.3. Д. 43. Л.156.
6.См. Ершова Э.Б. Указ. соч. С.29.
7. РЦХИДНИ. Ф.17. Оп. 60. Д.85. Л.12.
8. Там же. ЛЛ.42,43.
9. НА РБ. Ф.4. Оп. 14. Д.1. ЛЛ.29, 213
10. Там же. Д.5. ЛЛ.26 - 27.
 
Hosted by uCoz