Ершова Э.Б. (Москва)
 
ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ИСТОРИОГРАФИИ.
(Из опыта научного руководства молодыми учеными, аспирантами)
 
Самой трудной частью написания научных исторических трудов является анализ имеющейся по той или иной теме литературы, или как принято называть в науке – историографии. Анализ публикаций, в которых затронута та или иная тема, избранная молодыми учеными для изучения, как правило, ограничивается краткой аннотацией: какие вопросы автор или коллектив авторов рассматривает в данной книге, о чем говорит. И получается в результате библиографический список литературы с кратким изложением. Это, естественно, не историография. Даже некоторые историки защищали докторские диссертации по специальности «Историография», но по сути это были выбранные места из многих трудов известных авторов, соединенных одним понятием или собственным взглядом автора на тему, даже не на проблему. В таком случае и надо называть вещи своими именами.
Историография сегодня важна не только для историков. Сегодня невозможно без историографии написать хорошую работу по любой науке: будь то политология, социология, философия, культурология, политэкономия и масса различных прикладных гуманитарных наук. Иногда можно простить не понимание историографии молодому ученому, который никогда не учился этому предмету и потому чаще всего отделывается перечислением ученых и их трудов, посвященных определенной тематике. Но для историка, политолога, культуролога, философа и т.д.. историография и ее знание очень важно, ибо нет в науке пустоты, какие-то вопросы кем-то из ученых поднимались. Они могли не получить своего развития по разным причинам, и значит следующий шаг по этому направлению – нового, молодого ученого, задачей которого становится развитие науки, показ более глубоких процессов, происходивших или происходящих в российском обществе или за его пределами.
Ученый может великолепно разбираться в архивах, знать авторов, поднявших ту или иную проблему, но не знает какую концепцию выдвинул он в своей работе. Понятно, что упрекать молодых ученых в этом недостатке нет смысла, ибо правильному пониманию историографического анализа должен научить научный руководитель, либо научный консультант.
Вспоминаю добрым словом своего научного руководителя профессора Минского педагогического института им. А.М. Горького Ковалева Ивана Александровича. Он заставлял меня так скрупулезно анализировать по моей теме работы Л. Зак, О.И. Митяевой, С.А. Федюкина и многих других авторов, что теперь и я также требую от своих аспирантов хорошей проработки литературы прежде, чем они начнут свою работу в архивах. Знание концепций, выдвинутых авторами до того, как молодой ученый вышел на свою тему, считаю главным моментом в начале его пути по научной стезе.
Прежде всего, я ставлю перед молодыми учеными вопросы, на которые они должны ответить: какие задачи ставили перед собой ученые по своей теме, каким образом решали их, что из их исследования относится к выбранной молодым ученым теме, а чего там нет и по какой причине – или на это повлияла политическая обстановка, идеология политического строя, или это не входило в задачу исследователя, или какая-то другая причина. И именно такой анализ позднее при написании диссертации включать в раздел «Степень изученности проблемы». Самое основное, необходимо обратить внимание на то, чего нет в работе и что требует дальнейшего изучения. В этом случае сразу могут быть сформулированы цель и задача нового исследования, новые подходы и направления в науке. Примером такого классического анализа литературы, степени изученности темы могут быть монография Таисии Васильевны Осиповой «Российское крестьянство в годы революции и гражданской войны. М. Стрелец.2001», диссертации Марии Ростиславовны Зезиной «Советская художественная интеллигенция и власть в 1950-е - 60-е годы», Татьяны Борисовны Котловой «Российская женщина в провинциальном городе на рубеже XIX – ХХ ВВ.1890-1914.(На материалах Владимирской, Костромской, Ярославской губерний)». В этих работах настолько четко, красиво и научно грамотно дана историография их проблемы, что, думаю, исследователю по любой тематике стоит с ними ознакомиться и понять основу историографии.
 
Hosted by uCoz