Ершова Э.Б.
 
Из истории российских военных музеев ХХ века.
 
Важным фактором военной истории России является сохранение памяти о её участии в военных кампаниях на протяжении столетий, реликвиях битв, планах операций, военных трофеях, личностях, прославивших Россию в военных сражениях.
Сохранение военно-исторического наследия важнейшая задача таких музеев, что адекватно задаче воспитания патриотизма многих поколений россиян, формированию у них гордости за свою страну, выходившую с победами из самых труднейших войн, из битв с иногда превосходившими силами противника. Разве не вызывают чувства гордости победы в европейских войнах, или имена фельдмаршалов Румянцева, Кутузова, генералиссимуса Суворова, маршала Жукова? О них самих, их победах и в целом о военной истории России должны знать потомки. Этому могут помочь именно военные музеи.
Становление военных музеев можно отнести к последним десятилетиям Х1Х века, когда основой их экспозиций стали собрания военных реликвий ХУШ-Х1Х веков. Одними из первых военных музеев, открытых для посещения широкой публики, стали Артиллерийский, Морской музеи в Санкт-Петербурге, затем музей Севастопольской обороны периода войны 1853-1855, Кавказский военно-исторический музей. Их открытие в 70-е - 80-е годы Х1Х в. было связано с инициативой офицеров Российской армии и флота, ставших во главе движения по созданию войсковых музеев. Их стараниями были сохранены уникальные реликвии истории полков, способствовавшие воспитанию личного состава частей в духе традиций русской армии.
За первые десятилетия ХХ века число военных музеев увеличилось. К 1914 г. их было 300. Постепенно от комплектования по родам войск в конце Х1Х в. они перешли к формированию исторических панорам - Музей 1812 г. в Москве, Бородино в Московской губернии, музей А.В.Суворова в Петербурге и т.д.
Проблемами военных музеев с начала 1900-х г. занималось немалое число различных обществ типа Обществ - ревнителей истории, ревнителей военных знаний, Русского военно-исторического общества и др. Государство в этой работе фактически участия не принимало, никаких субсидий не выделяло.
Растущее внимание к прошлому России, военным событиям её истории способствовало участию широких слоев российского общества в создании проектов по сохранению наследия армии и флота. Проводившиеся в 1913 г. на общественных началах археологические съезды, съезды хранителей полковых музеев Московского военного округа поставили задачу подчинения военных музеев высшим военным структурам, что должно было придать им своеобразный и специфический характер деятельности. Но для научного уровня сохранения и использования военно-исторического наследия нужны были как специалисты музейного дела, так и центр - единый государственный военно-исторический музей. Это понимали многие руководители военного ведомства еще в начале ХХ столетия. Так, начальник Главного штаба Н.Н. Обручев создал в 1902 г. Комиссию по устройству такого музея, к работе в которой он привлек специалистов в области военной истории и музейного дела. Среди них были известные тогда специалисты П.П. Струков, Н.Е. Бранденбург, А.З. Мышлаевский и другие. Они предполагали показать военную историю России с древнейших времен до современности. Однако проект не был доведен до реализации, во-первых, из-за смерти Н.Н. Обручева, а во-вторых, из-за начавшихся русско-японской войны и первой русской революции. Однако, в 1907 г. под председательством члена Государственного совета генерала Н.Н. Сухотина вновь был создан Межведомственный Комитет, поставивший задачу собрать фонды существующих военных музеев в единый центральный музей. Учитывая, что создание этого музея фактически не финансировалось государством, то организация его затягивалась на годы, а затем и вовсе была прервана начавшейся Первой мировой войной, переросшей в революции 1917 года, гражданскую войну и иностранную интервенцию.
Советская власть не препятствовала перенесению содержавшихся в полковых музеях материалов и экспонатов в государственное хранилище и не давала их разграблению. Таким образом, в Кронверке Петропавловской крепости было собрано содержимое 40 войсковых музеев.
В 20-30-е годы проект музея Красной Армии и флота также не был осуществлен, хотя тогда военные музеи существовали в качестве выставок достижений Советской власти в военной технике или как музеи учебного характера. Таким был, например, Музей артиллерийской технической школы, Одесский областной военно-исторический музей-аудитория и другие .
Таким образом, военно-исторические музеи как единое целое военно-патриотического воспитания прошли долгий путь своего становления от первых самостоятельных полковых музеев Х1Х - начала ХХ вв. до создания центрального фонда для будущего основного Центрального музея Советской Армии и флота, а теперь Центрального музея Российской армии и флота, где постоянно развернуты выставки документов и материалов, рассказывающих о славных традициях российского оружия.
В наши дни все военные музеи России находятся на попечении государства и в ведении Министерства обороны, что способствует централизованному финансированию (хотя и по остаточному принципу, как и всей культуры в России), выработке единых подходов к сохранению фондов, коллекций, подготовке и проведению выставок и созданию тематических экспозиций. При всем этом - военные музеи работают во славу России.
 
Hosted by uCoz