Ершова Э.Б.
Белорусские писатели и власть в освещении средств
массовой информации в 30-е годы.
К середине 30-х годов взаимоотношения власти и литературных слоев пришло в норму в связи с образованием Союза советских писателей (ССП СССР) и его ответвлений в национальных республиках. Свой Союз писателей был создан и в Белорусской ССР. Членами союза могли быть лишь те, кто либо был всемирно известен, как Янка Купала, Якуб Колас, Янка Мавр или те, кто безоговорочно подчинялся правилам, данным творческой интеллигенции властью, как А.Александрович, К. Крапива и другие. Вся деятельность белорусской писательской организации освещалась на страницах союзных и республиканских средств массовой информации.
В 1934 г. по всей стране шла подготовка к I Всесоюзному съезду советских писателей, задачей которого было создание Союза писателей, способного затем контролировать их творческую деятельность в интересах однопартийной системы, действовать на писательские кадры «кнутом и пряником», т.е. либо давать льготы за поддержку власти и выполнение её заказа, либо наказывать вплоть до отправки в ГУЛАГ или даже расстрела. Подготовке к съездам первоначально в республиках уделялось много внимания во всех центральных и республиканских газетах.
В Белоруссии, в республиканской газете «Рабочий» 7 июня 1934 г. было полностью опубликовано Постановление Бюро ЦК КП(б)Б «О ходе подготовки к первому Всебелорусскому съезду писателей», в котором уже были предопределены параметры характеристики белорусской литературы дооктябрьского и послеоктябрьского 1917 г. периода, указаны рамки достижений и недостатков, критики писателей за те или иные произведения, общественную деятельность писательских кадров и т.д.
В «Правде» за 7 июня 1934 г. была опубликована статья Председателя ОК ССПБ М. Климковича «В борьбе за пролетарский интернационализм», где он дал характеристику дореволюционной белорусской литературы и её достижений при Советской власти. По ряду высказанных им тогда положений нельзя не согласиться, ибо действительно отсталая, неграмотная, задавленная тройным гнетом – национальным, экономическим и социальным – дореволюционная Белоруссия не могла иметь и более или менее развитой литературы, едва ли насчитывает десяток писателей – (среди них Дунин-Марцинкевич, певец крепостничества, Богушевич, Ядвигин III ., глашатай нарождавшейся национальной буржуаз0ии, группа мелкобуржуазных писателей: Тетка, Гарун, впоследствии «полковник» Булак-Булаховской банды, дооктябрьское поколение нынешних советских писателей БССР: Янка Купала, Якуб Колас, Змитрок Бядуля, Алесь Гурло, Тишка Гартный. Характерной особенностью дооктябрьской белорусской литературы было пассивное оплакивание тяжелой доли белоруса).В статье Н. Климкович дал примеры идейного преобразования многих белорусских писателей, сумевших правильно понять политику ЦК ВКП(б).
«Литературная газета» от 16 июня 1934 г. дала под рубрикой «На съезде писателей Белоруссии» выступление заведующего отделом культуры и пропаганды ленинизма ЦК Компартии большевиков Белоруссии (ЦК КП(б)Б) с призывом критически оценивать литературное наследство прошлого, бороться с контрреволюционным «национал-демократизмом», помнить об ответственности писателей перед зарубежным белорусским читателем, на которого производят большое впечатление успехи социалистического строительства, отраженные в художественной литературе.
«Известия ВЦИК» в тот же день дала статью Вл.Лидина о Первом Всебелорусском съезде советских писателей, в которой он отметил рост профессионального уровня писателей, отсутствие в них прежней «болезненной провинциальной настороженности». Свое впечатление корреспондент подтверждал тем, что белорусская литература создавалась в суровые годы гражданской войны и «мужественный опыт жизни ложился в основу этих незрелых произведений, которые означали начало новой культуры».
«Литературная газета» опубликовала 18 июня новое Постановление ЦК КП(б) Белоруссии о предоставлении писателям творческих командировок в другие республики СССР, а трем писателям – Я.Коласу, А.Александровичу, И.Харику даже заграничных командировок. Этим же Постановлением была регламентирована и бытовая сторона жизни белорусских писателей: поставлена задача в течение 2-х месяцев отремонтировать загородный Дом творчества, организовать при библиографическом институте литературный музей, а для молодых писателей еще и литкабинет при ССП БССР и БелГИЗе. Кроме этого устанавливались 10 творческих ежегодных командировок и 10 стипендий им. А.М. Горького в вузах и втузах республики за литературные произведения.
В газете «Рабочий» постоянно публиковались краткие и более объемные сообщения о жизни писательской организации Белоруссии и её связи с массами, с партийной линией. Так, 17 сентября 1934 г. в газете сообщалось о прошедшей 15 сентября встрече белорусских писателей-делегатов I Всебе-лорусского съезда с первым секретарем ЦК КП(б)Б Гикало и членами Бюро ЦК, где все поделились впечатлениями о съезде и задачах писателей по созданию произведений, «достойных нашей великой эпохи».
25 октября 1934 г. та же газета под рубрикой «Решения съезда писателей в массы» опубликовала список мероприятий и выступлений белорусских писателей в библиотеках республики – не только городских, но и сельских. При этом велся жесткий контроль за проведением таких мероприятий и по ним отчитывались как писательская организация, так и местные партийные органы (1).
Таким образом, включив писателей в сферу своего идеологического влияния, власть публично контролировала их деятельность.
-----------------------------------
1. Составлено автором по материалам: ЦГАЛИ РФ. Ф.631. Оп.6.Д. 13.
 
Hosted by uCoz