Э.Б. Ершова.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ РОССИИ XXI ВЕКА: ТРАНСФОРМАЦИЯ ОСОЗНАНИЯ ЗНАЧИМОСТИ ВЕКА ПРОШЕДШЕГО И ВЕКА БУДУЩЕГО .(К постановке вопроса).
 
Более десяти лет Россия живет в условиях перехода к новой социально-политической и экономической системе государственного и общественного устройства. Переориентация на новые ценности ставит перед интеллигенцией в целом новые задачи, решение которых должно привести к пониманию всего происшедшего со страной, народом и самой интеллигенцией, в том числе и художественной.
В течение ХХ века эта интеллигенция то будировала революционные настроения в массах, то пыталась быть оппозиционной власти, то шла с ней на компромисс, служила ей, т.е. проявила весь спектр человеческих моделей поведения, какие только можно было проявить в сложнейших условиях прошедшего века. Трансформация сознания интеллигенции происходила наряду с изменением условий общественного бытия, что приводило к пониманию ушедших ценностей, неприятию новых и настоятельная необходимость как-то приспособиться к ним.
Так, если интеллигенция техническая, научных учреждений, промышленных предприятий, в какой-то мере просвещенческая с развалом социалистической плановой экономики попыталась найти себя в бизнесе, в организации шоп-туров, создании предприятий разного уровня (торговых, посреднических, туристических и т.д.), то творческая интеллигенция после государственных заказов, выполнения четко очерченных КПСС задач, отмены государственного финансирования неожиданно оказалась брошенной на произвол судьбы.
Ее вхождение в новые социально-экономические условия было болезненным. Понадобилось определенное время, чтобы она приспособилась к возникшей системе рынка, к свободе, которую смена политической парадигмы принесла с собой. И, если от полученной свободы творчества художественная интеллигенция испытывала восторг, то ее материально-бытовое обеспечение оставляло желать много лучшего, ибо при Советской власти основная ее часть находилась в привилегированном положении, получала награды, почетные звания, возможность отдыхать в Домах творчества, осуществлять творческие поездки заграницу и многое другое. Принадлежность к Союзам художников, писателей, журналистов, театральных деятелей, композиторов и т.д. выделяла их представителей из общего числа населения, давала право на публикации и получение дополнительных гонораров. Естественно, что среди деятелей культуры были люди с разными точками зрения и разным отношением к власти, но в целом, власть старалась привлечь их на свою сторону. Всего этого они оказались лишены в результате развала СССР и объявления Ельциным о переходе к капитализму.
Первое время после крушения всей системы власти художественная интеллигенция почувствовала себя невостребованной, ибо все общество было занято поисками средств выживания и сразу сократилось количество посетителей в театрах, музеях, библиотеках, на концертах, и т.д. На книжные прилавки на первое место вышли зарубежные детективы, любовные и эротические романы, программы телевидения были заполнены и продолжают заполняться произведениями низкого качества западной массовой культуры, меньше стало подписок на литературно-художественные журналы. Произведения писателей, которые публиковались в соответствии с планами издательств, были отложены в дальний ящик и признаны идеологическими, не соответствовавшими духу свободы. Писатели прежних десятилетий, даже такие как В. Астафьев, Д. Гранин, В. Быков, оказались невостребованными. И это при том, что они в свое время писали произведения реалистического характера и раскрывали недостатки существовавшего тогда строя. Во время одной из передач, посвященных юбилею Д. Гранина, на вопрос о том, жалеет ли он о советском времени, писатель ответил, что не хотел бы туда вернуться, но и в том времени было много хорошего. И с этим мнением нельзя не согласиться.
Первой группой художественной интеллигенции, пришедшей в себя после шоковой экономической терапии, были представители эстрадного искусства, получившего сразу название шоу-бизнеса. Со временем сложились целые кланы шоуменов, заполняющие и до сих пор экраны телевизоров, концертные залы. Пробиться в состав этих кланов талантливой молодежи очень сложно и трудно, ибо там существуют свои законы. Качество их продукции больше рассчитано не на формирование хорошего вкуса и культуры, а на потребительский уровень, зачастую низкопробного масштаба.
С течением времени от первых восторгов разрушения советской системы постепенно интеллигенция пришла к необходимости более трезвой оценки как событий советского периода, так и современной системы власти, ее действий. Именно с этой позиции происходит трансформация в сознании интеллигенции и ее двойственное отношение к прошлому и настоящему: с одной стороны, пришло понимание, что не от всего, что было наработано десятилетиями, следовало отказываться, и не все, что происходит с нашей страной на рубеже веков, приемлемо для российского общества. Такая мысль достаточно часто стала звучать в передачах Владимира Познера «Времена», Андрея Караулова «Момент истины» и многих других.
На эстраду возвращаются произведения советских композиторов, которые до сих пор поет народ, по радио чаще стали поэтические передачи, на книжных прилавках появились наравне с детективами и книгами других жанров произведения классиков как России, так и Запада, и только театр и кино переживают тематический кризис. Нет произведений с острым общественным звучанием, а изображать то, что происходит в жизни, не является художественно ценным. И все же идет процесс слияния двух субкультур: советской и рыночной. И в этих условиях закономерным является расслоение творческой интеллигенции по многим факторам: материальному обеспечению, доступности к средствам массовой информации, издательствам, возможностям рекламы, сотрудничества с модными композиторами, поэтами, продюсерами, наличию спонсоров и т.д., но не государственной поддержки. Все деятели и учреждения культуры, которые зависят от бюджетного финансирования, находятся в крайне тяжелом состоянии. И это накладывает отпечаток на сознание тех, кто там работает из любви к искусству.
Другим явлением трансформации сознания творческой интеллигенции можно считать недавнее событие вступления многих деятелей культуры, науки в партию власти «Единая Россия», что очень похоже на прежние времена, когда общественными благами пользовались те, кто был в КПСС. Остается надеяться на то, что эта партия не будет идеологически давлеть над творчеством, но то, что она будет использовать художественную интеллигенцию в своих интересах – в этом нет сомнения. Особенно это должно проявиться в периоды проведения предвыборной кампании, когда выступлениями деятелей культуры будут осуществляться призывы к голосованию именно за эту партию, а не какую-либо другую. Это достаточно опасная тенденция, которая может привести еще и к тому, что либо всю интеллигенцию «неанвязчиво» будут вовлекать в эти политические игры, либо начнет подспудно действовать принцип «наш -- не наш», который будет влиять на многие аспекты жизни человека, вплоть до предоставления ему работы, других жизненных ценностей.
Таким образом, процесс трансформации сознания творческой интеллигенции является, с одной стороны, закономерным явлением из-за неоднородности интеллигенции, специфики ее деятельности, уровня образованности и интеллекта, а, с другой, несет в себе двойственную природу: понимание значимости некоторых ценностей ХХ века, и отрицание, неприемлемость появившихся новых. В этих условиях разобщенность художественной интеллигенции приводит к непониманию ею путей решения возникающих в результате развития рыночных отношений проблем, а соответственно и ее колебаний между поддержкой власти своими взглядами или противостоянием ей. В определенной степени эта ситуация в рядах художественной интеллигенции России схожа с ситуацией начала ХХ века. Остается только надеяться, что она не приведет к таким катаклизмам, как революция, и результатом общих усилий все же будет построение в России демократического, гражданского общества, в котором значимость объективности позиций творческой интеллигенции будет мерой его человечности.
 
 
Hosted by uCoz