Ершова Э.Б.
Станиславский (Алексеев) Константин Сергеевич (1863-1938).
Константин Сергеевич Станиславский вошел в историю мирового искусства как теоретик и создатель новой системы сценического искусства, как крупный и оригинальный деятель русского театра конца Х IX – первой половины ХХ вв.
С таниславский (сценический псевдоним Константина Сергеевича Алексеева) - родился в Москве 5 января 1863 г., в купеческой семье Алексеевых Его отец - Сергей Владимирович Алексеев [1836–1893], был фабрикантом и промышленником. Мать Станиславского Елизавета Васильевна [1841–1904], была дочерью известной в свое время парижской артистки Варлей, которая вышла замуж за владельца каменоломен в Финляндии Василия Абрамовича Яковлева. Им была поставлена Александровская колонна на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге. Их дочь Елизавета Васильевна вышла замуж за С.В. Алексеева. Она очень любила мужа и детей, которым отдавала все свое свободное время. Детей в семье Алексеевых было десять человек. Все они требовали ее внимания.
Первое выступление Константина Сергеевича в театральных постановках состоялось в три или четыре года в живых картинках «Четыре времени года» на даче в имении Любимовка, находившейся в тридцати верстах от Москвы, около полустанка Тарасовка Ярославской железной дороги. Спектакль проходил в небольшом флигеле, стоявшем во дворе усадьбы. В арке полуразвалившегося домика была устроена маленькая сценка с занавесью из пледов. По воспоминаниям самого К.С. Станиславского, он уже тогда задавался вопросом, почему все играют «понарошку», а не «на самом деле». По ходу действия он должен был зажечь огонь, но не настоящий, а театральный, что никак не укладывалось в голове маленького актера. Поэтому после завершения спектакля он по настоящему зажег огонь и во флигеле начался пожар, который был быстро потушен. Несколько лет маленького Костю не привлекали к игре в семейных постановках и только в 14 лет в 1877 г. впервые он выступил на любительской сцене. По его инициативе образовался «Алексеевский кружок», ставивший переводные водевили.
Образование он получил в Лазаревском институте восточных языков, но деятельность служащего какого-либо ведомства его совершенно не привлекала. Участвуя в любительских спектаклях, он готовился к оперной карьере и учился пению у Ф.П. Комиссаржевского , солиста Санкт – Петербургского Мариинского театра. В 1887 вместе с Комиссаржевским и Федотовым Константин Сергеевич основал в Москве "Общество искусства и литературы". и вскоре стал режиссером спектаклей, устраивавшихся этим обществом. Тогда же у него появился театральный псевдоним «Станиславский». В постановках «Общества искусства и литературы» вырабатывались принципы такого театра, в котором не только передавалась бы предметная обстановка, соответствующая каждой пьесе, но воссоздавалась бы атмосфера жизни.
В 1898 г. Станиславский вместе с драматургом Влад. Ив. Немировичем-Данченко на деньги московского промышленника Саввы Морозова открыл Московский Художественный Театр. Артисты, вошедшие в состав театра, принадлежали к числу любителей и членов «Общества искусства и литературы», уже работавших под руководством Станиславского, а также и к числу учеников Влад. Ив. Немировича-Данченко. Новый театр открылся пьесой А. Толстого "Царь Феодор Иоаннович". Первые два года театр не пользовался большим успехом, поскольку не отличался от других московских и петербургских театров.
Новая эпоха для МХТа. началась в 1900 г., после того как вся труппа побывала в Севастополе и Ялте, главным образом для того, чтобы познакомить со своими намерениями находившегося там А.П. Чехова .
Сотрудничество сначала с А. Чеховым, а позднее с М. Горьким определило дальнейший характер театра. Он совершил ряд триумфальных поездок по стране и за рубежом, отклики на постановки которых превзошли все ожидания. Печать Германии писала об игре артистов театра как первого драматического ансамбля в Европе, высоко оценивала режиссерский талант Станиславского и организаторский В.И. Немировича-Данченко.
Лучшие драматурги Западной Европы - Метерлинк, Гауптман и другие - присылали свои пьесы в рукописном варианте в МХТ, считая постановки этого театра образцовыми. Понимание сценического искусства К.С. Станиславским было связано с лучшими реалистическими театрами Западной Европы..
Стремление представить живую действительность на сцене в театре Станиславского было доведено до идеального совершенства; художник-режиссер дополнял автора. Действие на сцене в постановках Константина Сергеевича было совершенно отделено от зрительного зала, ибо не применялись эффекты, обращенные к публике. Режиссерская работа не ограничивалась только текстом пьесы, а дополняла жизнь действующего лица в промежутках между его репликами и за сценой. Особенность постановок Станиславского и заключалась в этой закулисной жизни героев пьес. Разработка деталей была доведена до такой полноты, что недоброжелатели К.С. Станиславского и созданного им театра, в своем отстаивании старой условности и сценической рутины, сводили все его новаторство к "сверчкам и паутине" в чеховских драмах. Это было неверное понимание той системы, которую К.С. Станиславский позднее оформил теоретически. Он был прежде всего художником, чутко понимавшим символизм бытовых подробностей, но в то же время воплощавшим душевные состояния людей. При этом было важно не то, что он давал много подробностей, а то, что он выделял самые характерные из них, и тем самым переносил зрителей в среду, изображавшуюся на сцене. Он выходил за пределы реалистического театра и создавал интимный театр настроений.
Его постановки - вовсе не "протоколы" в духе натурализма, а художественные воплощения духовной атмосферы драм. К.С.Станиславский был по сути своей натуры романтиком и очень хотел создать «Театр-храм», где все актеры – сестры и братья. Огромное достоинство К.С. Станиславского заключалось и в умении вдохновлять артистов, объединять их общим пониманием творческой задачи, благодаря чему получалось исполнение, в котором не было разделения на главные и второстепенные роли. “Умейте любить искусство в себе, - писал Станиславский, - а не себя в искусстве. Если вы будете эксплуатировать искусство, оно вас предаст; искусство очень мстительно. Повторяю вам еще раз: любите искусство в себе, а не себя в искусстве – это должно быть вашей руководящей нитью. Не театр существует для вас, а вы для театра. Нет высшего наслаждения, чем работа в искусстве, но она требует жертв”.
Защитники старого, условного театра упрекали Станиславского в уничтожении самобытности актеров, но упрек этот опровергался жизнью: театр Станиславского дал сцене первоклассных артистов, какими и у нас, и за границей признают В.И. Качалова , И.М. Москвина, О.Л. Книппер-Чехову, О.Н. Андровскую и других. Станиславский умел вдохнуть жизнь в исполнителей даже самых маленьких ролей. Творческая работа режиссера с каждым актером стала объектом острой критики в начале ХХ века.
С наибольшим совершенством режиссерский талант Станиславского выразился в постановках пьес А.П. Чехова и отчасти А.М. Горького.
Московский художественный театр - преимущественно чеховский театр, создавший на русской сцене целый мир уходившего в прошлое дворянства. Как в пьесах Чехова, так и в спектаклях МХТа царили нежность и грусть по прошедшему. В той же гамме интимности, связанной с одухотворенным реализмом, шли тогда "Дикая утка" и "Доктор Штокман" Ибсена, "Михаил Крамер" Гауптмана и др.
Сам К.С.Станиславский был великолепным актером и как актер, давал в образах своих героев четко выраженную индивидуальность, хотя не все роли одинаково удавались ему. Например, героизм В. Шекспира оказался не в духе его художественного темперамента: образ Брута в "Юлии Цезаре" не удовлетворял как его самого, так и зрителя.
В начале разработки своей системы Станиславский как актер - весь в колеблющихся оттенках сценического образа; но его сила была в умении изображать скрытый душевный мир человеческих чувств. Его лучшая роль - доктор Астров в "Дяде Ване" А. Чехова. Вся красота чеховского мира, в котором цинизм был только маской оскорбленной жизнью поэзии, воссоздана была Станиславским, по мнению современников, с неподражаемой художественностью.
До 1917 г. К.С. Станиславский был совместно с братьями и племянниками содиректором алексеевских фабрик и принимал участие в руководстве ими. Нынешний завод «Электропривод» на Таганке был одним из заводов Алексеевых. Там К.С. Станиславский открыл первый рабочий театр еще до революции.
Отношение к революциям 1917 г. К.С. Станиславского внешне было спокойным, а в некоторой степени даже положительным, так как по всей стране стали возникать и создаваться драматические, музыкальные театры, во многих регионах национальные по своему характеру. Он считал, что со временем пройдут все «измы» (капитализм, социализм, коммунизм), а искусство останется. В Октябре 1917 г. дом, где жил Станиславский, был реквизирован, а он получил квартиру на втором этаже в коммуналке по Леонтьевскому переулку, где сегодня размещяется его дом-музей. Единственным ее достоинством было то, что ему отдали зал для занятий и кабинет. Тогда же был расстрелян брат, семья племянника была отправлена на Соловки в концлагерь и там вся погибла.
Несмотря на это, К.С. Станиславского ценили в театральных кругах очень высоко. Нарком просвещения РСФСР А.В. Луначарский поддерживал театр К.С. Станиславского и Вл.Ив. Немировича-Данченко. В 20-е годы ХХ века А.В. Луначарский даже предлагал свои пьесы для постановки в этом театре. В 1919 г. театр стал академическим – МХАТом.
В начале 20-х годов часть прославленной труппы МХАТ гастролировала по Европе и Америке, но жить за границей актерам было тяжело и они стремились вернуться на родину, на что у них не было денег. Тогда шестидесятилетний Константин Сергеевич Станиславский согласился на предложение американского издательства написать и издать на английском языке книгу “Моя жизнь в искусстве”. В напряженных условиях заграничных гастролей (за два года ими был дан 561 спектакль!) великий реформатор театра в короткий срок написал мемуары. На вырученные деньги труппа получила возможность вернуться в Москву.
К.С. Станиславский сразу же приступил к подготовке русского издания своих мемуаров, увидевшее свет в 1926 году. Вторая книга - “Работа актера над собой”, которую он начал еще в 1907 г., была напечатана лишь в 1938 г., в год его ухода из жизни. В 1925 г. К.С. Станиславский был арестован и три дня провел в НКВД на Лубянке. Что явилось причиной его ареста - неизвестно, но предполагается, что соседи по коммунальной квартире были недовольны тем, что в квартире постоянно звучала музыка, приходила молодежь на репетиции. За К,С. Станиславского вступились видные деятели культуры: В.И. Немирович-Данченко, М.Горький, А.В. Луначарский. Станиславский был отпущен и продолжал работать с актерским коллективом. В 1927 г. он серьезно заболел и Советское правительство выделило ему врача, который жил в комнате рядом с кабинетом до самой смерти Константина Сергеевича. Сегодня установлено достоверно, что врач был сотрудником ГПУ-НКВД и постоянно сообщал обо всем, что происходило в квартире Станиславского.
В советское время Станиславский поставил спектакли, где делал упор на раскрытие в образах классической драматургии социально-общественных черт: «Горячее сердце» Островского (1926), «Женитьба Фигаро» Бомарше (1927) и др. Созданные Станиславским спектакли способствовали раскрытию современной реальности, показу событий революции и гражданской войны - «Бронепоезд 14-69» Вс. Иванова, (1927). В 1936 г. за актерскую и режиссерскую деятельность К.С. Станиславскому было присвоено звание Народного артиста СССР, а в последующие два года (1937 и 1938 гг.) театр был награжден орденами Ленина и Трудового Красного знамени.
К.С.Станиславский занимался поисками нового и в области музыкального театра. С 1918 г. он возглавил Оперную студию Большого театра (впоследствии Оперный театр им. Станиславского и Немировича - Данченко).
Сценическая теория, метод и артистическая техника, созданная Константином Сергеевичем Станиславским, получила известность в мире искусства как «Система Станиславского». В ней впервые решалась проблема сознательного овладения творческими процессами, исследовался путь органического перевоплощения актера в образ. Система К.С. Станиславского – теоретическое выражение реалистического направления в сценическом искусстве, было искусством перевоплощения, требующим не имитации, а подлинного переживания в момент творчества на сцене. В своей системе он разработал целый ряд упражнений, которые позволяли актеру легче вжиться в образ. Суть его системы – сознательное управление актерами своим подсознанием для лучшего воплощения образа действующего лица в спектакле. Он был сторонником оформления декорациями сцены, приближенных ко времени действия пьесы или музыкальной постановки. Между Станиславским и Немировичем-Данченко часто бывали дискуссии по системе, по режиссуре, ибо у Владимира Ивановича тоже была своя система, которая не получила такого признания, как система Станиславского. В.И. Немирович – Данченко был более реалистичен в своих взглядах, более эрудирован в зарубежной литературе и драматургии, чем К.С. Станиславский. Их расхождения по поводу режиссерского решения той или другой пьесы приводили к тому, что они прекращали общаться, и потом очень оба переживали по этому поводу. Это были два гения в театральном искусстве.
И все же именно система К.С. Станиславского стала эстетической и профессиональной основой сценического реализма, признанной во всем мире. На нее опираются современная театральная педагогика и творческая практика театра.
Константин Сергеевич Станиславский умер 7 августа 1938 г.в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
.
Проф. кафедры истории и политологии
Государственного университета
Управления, д.и.н., проф. Э.Б.Ершова
 
Hosted by uCoz