Ершова Э.Б.
Государственный университет управления
ПРОБЛЕМЫ ГЕНДЕРА В УЧЕБНЫХ КУРСАХ ИСТОРИИ РОССИИ.
(Авторские размышления)
 
Рассматривая в целом курс истории России, преподаваемый в вузах страны, можно сказать, что в нем нет специально разработанных тем по проблемам гендерных отношений, не выделен аспект взаимоотношений между мужчинами и женщинами, находившимися или находящимися во властных структурах. Причины такого положения находятся в недостаточной разработанности этих проблем в исторической науке, с одной стороны, с другой – неприятии их многими преподавателями истории России в вузах как самостоятельных, а в-третьих, недостаток учебного времени, выделяемого на основной курс. В «Стандартах», разработанных Министерством образования Российской Федерации также не указана эта дисциплина. Остается лишь одна возможность - убедить руководство высших учебных заведений в необходимости преподавания такого курса по выбору, т.е. дополнительной учебной дисциплины или на энтузиазм преподавателей, занимающихся исследованием данной тематики. Но это удается не во всех вузах. Насколько известно автору, в 90% московских высших учебных заведениях этот вопрос не решаемый из-за консервативных взглядов на данную проблему ректоратов вузов, отсутствия достаточно подготовленных кадров. Указанные выше проблемы лежат в плоскости организационной деятельности вузов.
С другой стороны, сущностная сторона вопроса может быть рассмотрена в ряде тем истории России. Это касается как древнерусской истории – пример Киевской княгини Ольги и ее положения в системе власти по отношению к мужу князю Игорю, сыну Святославу, внуку Владимиру, так и периода правления княжны Софьи, затем времени императриц Екатерины 1.Анны Иоановны, Елизаветы Петровны, Екатерины П. ХУШ век особенно много дает примеров для анализа гендерной проблематики в исторических науках в целом, и в российской – в частности.
Исторический аспект гендерных проблем все же получил свое развитие во многих монографиях, статьях, свидетельством чему издаваемый Ивановским университетом журнал «Женщина в российском обществе» и проведение там уже много лет научных и научно-практических конференций по гендерным исследованиям. Но в самой исторической науке эти проблемы остаются не раскрытыми, им не уделяется достаточного внимания.
Отсюда обедненность показа сложных процессов политической, экономической, социальной жизни Древней Руси – Московского государства – Российской империи – РСФСР – СССР – Российской Федерации.
Показ истории России через проблемы гендерных отношений позволили бы совершенно по-новому оценить её движение вперед, её провалы и победы, её традиционализм и модернизацию, способствовал бы лучшему прогнозированию будущего, воспитанию патриотических чувств и так далее.
В некоторой степени таким исследованием можно считать историко-публицистические произведения писательницы Ларисы Васильевой «Жены русской короны», «Кремлевские жены» и «Дети Кремля», в которых она исследует десять веков российской истории с « точки зрения женщины » (М.1999). Нет сомнения, что Л. Васильева проработала и осмыслила огромную массу архивного и опубликованного материала, редкие источники, изложила очень интересную собственную концепцию, собственный взгляд на указанную проблему. Однако официально, историческими кругами, Министерством образования она не принята и не рекомендована в качестве учебника или просто учебного пособия. К этим книгам писательницы мы можем отправлять студентов лишь на добровольных началах, и использовать этот материал лишь как дополнение к тем стандартам, которые предлагает высшая власть.
Найдется ли когда-нибудь историк или группа историков, которые попытаются представить нам историю России с позиций гендерных проблем?
 
Hosted by uCoz